Правый миллиардер
Возможный приход Михаила Прохорова в «Правое дело» более логичен, чем планы направить туда чиновников высокого ранга с репутацией экономических либералов. По двум причинам.
Причина первая. Прохорову легче, чем Кудрину или Шувалову, отвечать на неудобные вопросы, которые неизбежно возникнут в ходе избирательной кампании. Например, об отношении к делу Ходорковского-Лебедева. Правительственный чиновник, даже с репутацией экономического либерала, вряд ли сможет сказать на эту тему что-то внятное без опасений вызвать либо премьерский гнев (что крайне неприятно для непосредственного подчиненного), либо раздражение потенциальных избирателей. Прохоров в этом отношении связан куда меньшим числом условностей. Ведь даже осторожнейший глава РСПП Александр Шохин уже выступил с рассуждениями на тему желательности освобождения Ходорковского. И ничего не случилось — даже был приглашен в ряды «фронтистов».
Причина вторая. Для чиновника министерского уровня возглавить список, который получит менее 7% голосов, крайне рискованно. Может даже возникнуть вопрос о дальнейшем пребывании во власти. Для Прохорова — ничего особо страшного, можно будет подвести баланс и закрыть проект. Такое в бизнесе бывает.
Зачем Прохорову политика? Представляется, что в своей основной деятельности он уже в достаточной степени реализовался и ищет другие возможности, причем все очень разные, рассчитанные на несовпадающие аудитории, но носящие общественный характер. «Сноб» для элиты, «Ё-мобиль» для масс, проект поправок в Трудовой кодекс — для бизнеса. Теперь партия — с понятной целью создания парламентской фракции, посредством которой можно транслировать свои идеи, получить думскую площадку (пусть и менее значимую, чем в 90-х, но все же сохранившую остаточную привлекательность). Наверное, хочется, в том числе, добиться победы в новой для себя сфере (крупные бизнесмены «первой волны» часто ориентированы на масштабный демонстративный успех). Это, разумеется, в лучшем случае. В худшем — см. выше.
Теперь о проблемах, с которыми столкнется Прохоров. Разумеется, он, как и любой кандидат в лидеры партии-аутсайдера, хотел бы получить карт-бланш и не зависеть в своих действиях от партийных функционеров, не добившихся успехов в своей основной деятельности. Вопрос в том, сможет ли он «расчистить поляну» в условиях, когда в партии существует сложная система центров влияния. А если сможет (при том что времени осталось очень немного), то будет ли выстроенная им политическая машина более эффективной, чем нынешняя — вспомним, что ранее политикой он не занимался, в выборах не участвовал.
Что касается отношения к планам Прохорова со стороны конкурентов, то его появление во главе «Правого дела» существенно более выгодно «Единой России» (и создающемуся Фронту как объединению давних союзников единороссов), чем вариант Кудрина или Шувалова. Приход на пост лидера правых чиновника мог создать небольшую смуту в головах бюрократов: не становится ли «Правое дело» медведевской партией? С Прохоровым такой проблемы нет — следовательно, и преференций от государства партии не будет (другое дело, что правые получают финансовый ресурс, важный — хотя и не решающий — для проведения кампании).
Кроме того, теперь у путинского фронта появляется оппонент (а то бесконфликтная кампания не привлечет избирателей). Не враг, которого сконструировали из либералов-западников в 2007 году, а именно оппонент, выдвигающий непопулярные для единороссовского электората идеи в социальной сфере вроде наделавшей шуму 60-часовой рабочей недели. А значит, не претендующий даже на периферийную часть избирателей «партии власти» (эта проблема стала одной из ключевых в ходе развертывания конфликта между единороссами и «эсерами»). Потенциальный избиратель Прохорова сейчас на выборы не ходит (не за кого голосовать), а работает если не 60 часов, то куда больше, чем предусмотрено нынешним Трудовым кодексом. Удастся ли Прохорову «расшевелить» этого весьма требовательного избирателя, пока неясно. Здесь многое будет зависеть от решения организационных вопросов, качества избирательной кампании правых, а также от серьезности намерений самого бизнесмена.
Автор — первый вице-президент Центра политических технологий
Фотографии РИА Новости