КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеВкус на любой джаз

Фестиваль «Усадьба.Джаз» в Архангельском предлагает музыку настолько разную, что, кажется, любой найдет в программе артистов по своему выбору, и далеко не только джазовых. Конечно, здесь не будет русского шансона — зато будет живущий в Голландии одессит Алек Копыт в составе Amsterdam Klezmer Band (площадка «Партер», 5 июня) и живущий в Москве рижанин Карл Хламкин со своим «ОгнеОпаснОркестром» (площадка «Каприз», 4 июня). Не будет панк-рока — зато будут хулиганствующие Chiliбомберс (площадка «LiveJournal дЖЖем», 5 июня). Не будет тяжелятины — зато будет жесткий блюз-рок Сергея Воронова и группы Crossroadz («Каприз», 5 июня). А в остальном — хочешь латиноамериканщину, хочешь баллады с налетом кабаре, хочешь навороченных обработок русских народных тем, хочешь легкого расслабона — пожалуйста. А можно, как уже неоднократно отмечалось, сосредоточиться на немузыкальном времяпрепровождении (музыка будет звучать фоном): от покупок модного винтажа до игр и творчества с детьми.

Но джаз здесь тоже присутствует, и в немалом количестве. Немного джаза, сочного и лихого, достанется тем, кто любит полежать на травке невдалеке от площадки «Партер»: здесь 5 июня между группой «Браво» и зажигательным американским блюзовым певцом, гитаристом и клавишником Лаки Питерсоном выступит Биг-бэнд Игоря Бутмана. Бутман — главный на сегодня российский джазовый бренд; так, в этом году он был представлен на крупнейшей в Европе джазовой выставке-ярмарке jazzahead! в Бремене. Неудивительно, что в Архангельском его биг-бэнд представляют молодежной аудитории. Для тех же, кто предпочитает джаз в разных формах, но без особо удаленных примесей, предназначена площадка «Аристократ». Здесь разброс тоже весьма внушительный. Любителей вечно живого традиционного оркестрового джаза ждет блестящий молодой Большой Джазовый Оркестр под управлением трубача Петра Востокова (4 июня). Кого интересует миролюбивое новаторство, тому New Trio пианиста Владимира Нестеренко. А вот американский пианист Роберт Гласпер со своим проектом Experiment это уже новаторство самое что ни на есть радикальное: нет, не фри-джаз, его в Архангельском тоже пробовали насаждать некоторое время назад, но бросили эту затею, а весьма изобретательная попытка скрестить джаз с хип-хопом и прочими актуальными современными течениями (оба пианиста — 4 июня). Этно-джаз пирует в проекте богатого на различные идеи бас-гитариста Александра Ростоцкого, посвященного памяти клавишника Джо Завинула и с участием музыкантов из ансамбля покойного (5 июня). Охочим до громких имен рекомендуем американского гитариста Джона Скофилда (4 июня), играющего джаз, свободный от клише и жестких стилистических рамок, колеблющегося между мягким традициционализмом и угловатым джаз-роком.ЕЖ/Олендская Анастасия

 

Впервые в один из дней артистов на «Аристократе» представляет один из ведущих российских джазовых журналистов, главный редактор издания «Джаз.Ру» Кирилл Мошков. Однако все-таки для организаторов фестиваля главное для джаза — явным образом развлекательная его сторона. Поэтому во второй из двух дней ведущий на «Аристократе» — все тот же Святослав Бэлза, а хедлайнеры — не какой-нибудь знаменитый джазовый ансамбль, а британское женское вокальное трио The Puppini Sisters: стеб, кабаре, пародийный глянец, ретро-эротика. Участницы этого музыкально-театрального коллектива отвечают на вопросы автора этих строк.

 

ЕЖ/Олендская Анастасия

 

На первую порцию вопросов отвечает певица и скрипачка Стефани О’Брайен.

Могли бы вы рассказать что-нибудь о грядущем альбоме «Hollywood»?

Это наш четвертый студийный альбом, мы очень рады тому, как он получился. Нам понравилась идея обратиться к прошлому, к золотому веку Голливуда, к музыке из самых знаменитых лент. У каждой из нас есть свои киногероини. Мы записывались в нашей любимой студии в Лондоне с духовой и струнной секцией, с инструментами, которые обычно в наших выступлениях не звучат — например, с сузафоном, пилой, банджо!

Постоянен ли ваш сопровождающий состав? Как вы нашли музыкантов? Принимают ли они участие в театральной части ваших выступлений?

Инструментальный состав у нас всегда один и тот же — контрабас, гитара и барабаны. За эти годы музыканты менялись несколько раз. Нынешний состав замечательно подходит к нашему стилю игры и пения, все вшестером мы создаем колоссальное звучание! С музыкантами мы познакомились благодаря сети музыкальных колледжей Лондона и через наших друзей-музыкантов. В Лондоне богатая джазовая сцена, так что найти исполнителей очень легко. Наши музыканты с большим удовольствием участвуют в представлениях. Они одеты в старомодные костюмы с подтяжками, иногда они откладывают инструменты и поют и танцуют вместе с нами. Каждый из них вносит в происходящее на сцене что-то свое, от этого шоу становится еще более увлекательным.

В ваших записях богатые аранжировки. Как вы перерабатываете песни для концертов, кто этим занимается?

Мы все сочиняем и делаем аранжировки. У каждой свои, отличные от других, идеи, от этого работа становится интереснее. При записи в студии располагаешь большим выбором инструментов. Для концертов мы перерабатываем песни вместе и часто воспроизводим партии струнных или духовых из студийных записей с помощью тех инструментов, на которых играем на сцене сами — скрипки, аккордеона и мелодики.

Есть ли сегодня музыканты, которых вы могли бы назвать единомышленниками?

Думаю, любого артиста, который способен много трудиться для достижения успеха, не боится рисковать и в творчестве остается верен себе и тому, что любит, я бы назвала единомышленником.

 

Вторая порция вопросов достается основательнице коллектива, итальянской певице и аккордеонистке Марчелле Пуппини.

Как вы начали сочинять сами?

Мы просто решили в один прекрасный день попробовать, и этот естественный переход от аранжировки к сочинительству настолько воодушевил нас, что мы продолжили в том же духе.

Чем занимается каждая из вас помимо работы в трио?

Я приглашенный дирижер в биг-бэнде Георгия Гараняна. Это большая честь и невероятный опыт. Еще у меня есть женский рок-оркестр под названием Marcella and The Forget Me Nots. Я сочиняю для него всю музыку, делаю все аранжировки и собираюсь приступить к написанию нового мюзикла.

Кейт Маллинз — успешная джазовая певица, она работает с бин-бэндом King Candy and The Sugar Push, а также с собственным трио. А Стефани О’Брайен — композитор и автор песен, она постоянно что-то пишет.

В рамках этого фестиваля вы выступаете на площадке, посвященной прежде всего джазу и родственным направлениям. На одной сцене с вами — Melvin Williams Group и бывшие участники ансамбля Джо Завинула. Типично ли для вас играть на таких площадках?

Мы выступали на одной сцене с Херби Хэнкоком и Джеймсом Брауном, мы пели с биг-бэндом Георгия Гараняна, с Pasadena Roof Orchestra и с Симфоническим оркестром Би-би-си. Мы гордимся, что делили сцену со столькими блестящими музыкантами, и рады, что выступаем на таком престижном джазовом фестивале.

Есть ли у вас режиссер, который продумывает ваши мизансцены?

Нет. Мы все контролируем сами. С нами работают костюмеры и декораторы, а хореографию делаем мы. Когда мы гастролируем за пределами Соединенного Королевства, мы не возим декорации, но наши шоу и без этого очень динамичны, так что производят тот же эффект, что и дома.

 

Рисунок с сайта usadba-djazz,

фотографии Анастасии Олендской

Обсудить "Вкус на любой джаз" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Джаз победит кино, вино и домино // ГРИГОРИЙ ДУРНОВО
Многогранный пленэр // ГРИГОРИЙ ДУРНОВО