Беспрецедентный прецедент
То, что произошло в футбольном «Локомотиве», кажется, не имеет аналогов в нашей спортивной истории. По крайней мере, на таком уровне. Уволен главный тренер Юрий Красножан. При отставании клуба от лидера в одно очко. Хотя игра команды в кои-то веки радует глаз. Болельщики клуба, четверть века боготворившие Юрия Сёмина, всего через несколько месяцев и десяток игр приняли Красножана.
А причина его увольнения в том, что президент клуба Ольга Смородская заподозрила Красножана в том, что в матче против махачкалинского «Анжи» Красножан своими заменами и прочими руководящими действиями сознательно вел клуб к поражению. И привел – счет 1:2. Подозрения были высказаны, Красножан их отверг, прошел проверку на детекторе лжи (что само по себе неслыханно), совет директоров заседал пять часов и принял решение об отставке.
Что это означает в действительности? Что совет директоров считает тренера виновным в сдаче матча. С отягчающими обстоятельствами. Если матч сдает игрок – он рядовой предатель (условно, конечно). Если сдает тренер – он генерал, который привел свою армию в западню. Мы не можем сейчас оценивать доводы сторон, поскольку детали общественности просто пока не известны. Но дело не должно ограничиться отставкой Красножана. Это будет нелепо. Человек не может сдать игру в безвоздушное пространство. Он делает это в чьих-то интересах, помимо своих личных. Поскольку был сдан матч с «Анжи», то логично искать интерес со стороны махачкалинского клуба. И если начать этот интерес искать, то можно выйти на фактически первый вообще случай расследования договорных матчей, не считая почти былинной истории середины 90-х с клубом «Иристон» из второй лиги.
Но будет ли расследование и кто должен его проводить? Проводить должен РФС — как организация, которая более остальных теоретически заинтересована в чистоте футбола. По здравому разумению проигнорировать историю в «Локомотиве» нельзя. Иначе «Локомотив» и его совет директоров предстают параноиками. Президент Смородская имеет репутацию женщины необычной, экстравагантной – в конце концов, она единственная женщина, руководящая командой такого уровня в нашем спорте. А в спорте, как и на флоте или в иной чисто мужской сфере — это всегда некий повод для презрительно-снисходительного отношения. Но только на ее причуды все не спишешь. Тогда чудаками придется выставить и начальника РЖД Якунина и крупных функционеров из «Транстелекома», «Первой грузовой компании» и тому подобных серьезных организаций.
То есть просто махнуть рукой на эту историю невозможно. Значит что-то надо расследовать и в отношении «Анжи». А «Анжи» — это Сулейман Керимов. Это его команда, его громогласный проект с вложением в десятки миллионов евро, с закупкой чемпиона мира и просто легенды Роберто Карлоса и много еще чего впридачу.
Между прочим, именно в переходе клубов в частное владение виделось решение многих проблем. Чтобы они не сидели на шее у бюджета, чтобы вели экономически оправданную политику – без космических зарплат и космического воровства. Предполагалось, что и договорные матчи частным владельцам будут не выгодны – как удар и по репутации, и по карману. Однако с начала сезона «Анжи», с одной стороны, уже среди лидеров чемпионата, а с другой стороны, чуть ли не через раз игры Махачкалы вызывают смутные догадки и неясные подозрения. Точнее, на сегодня таких матчей четыре. Клуб со все большим гневом все опровергает, но критическая масса копится. И случай с Красножаном – этот тот предел, за которым нам должны ответить на вопрос: играет ли Махачкала в футбол или в какие-то иные игры, чтобы порадовать своего миллиардного владельца? И если там что-то было, то «Анжи» должен быть наказан.
И тогда мы получили бы прецедент. Ведь сейчас на репрессивные меры в отношении жуликов не решаются, в том числе, и потому что «никогда ничего подобного не делали» и почему, мол, надо начинать с тех, а не с этих? К тому же Махачкала – это тревожный регион. Это даст повод для националистических выпадов. А болельщики и так уже призывали к бойкоту кавказских команд под предлогом того, что Кавказ живет не по законам, а по понятиям и высасывает деньги из остальной России. Так вот если при всех этих обстоятельствах «Анжи» должен был бы быть наказан, то сделать козлом отпущения кого-нибудь другого было бы куда легче.
Я не к тому, что «Анжи» точно виновен. Я к тому, что расследование должно быть проведено в любом случае. И если дагестанская команда чиста, значит, Красножан должен быть восстановлен, его доброе имя очищено от скверны, Смородская должна быть уволена вместо него, а членам совета директоров должно стать очень и очень стыдно.
На фотогроафии: президент футбольного клуба "Локомотив" (Москва)
Ольга Смородская и главный тренер команды Юрий Красножан
Фотогафия с сайта РИА Новости