КОММЕНТАРИИ
В погонах

В погонахГенеральский мор

6 ИЮЛЯ 2011 г. АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ

РИА Новости

«Независимая газета» вчера вышла с сенсационным материалом. В нем сообщалось, что штабная элита Вооруженных сил, три молодых и перспективных генерала — начальник Главного оперативного управления Генштаба Андрей Третьяк, начальник Главного штаба Сухопутных войск Сергей Скоков и начальник Управления радиоэлектронной борьбы Генштаба Олег Иванов — подали рапорты об отставке. Надоело, мол, блестящим генералам жить в ситуации перманентного беспорядка, в котором повинен начальник Генштаба Николай Макаров.

Некий высокопоставленный источник, который поведал корреспонденту НГ эту душераздирающую историю, настаивал: “На протяжении всего времени, сколько Макаров руководит Генеральным штабом, Вооруженные силы находятся в каком-то временном, экспериментальном состоянии, живут по каким-то проектам, по неутвержденным руководящим документам”. Основные наставления и боевые уставы, которые должны регламентировать деятельность войск, уже третий год находятся в разработке, так как начальник Генштаба не может определиться с их конечным вариантом. Нет утвержденного решения по штатно-должностным структурам видов и родов войск, районам их базирования. Состояние войск, их «“фантастическая” боевая готовность, о которой так любит говорить начальник Генштаба, это тоже фикция, которая может стать темой отдельного разговора», сказал источник. И вот, генеральская любовь к порядку не смогла всего это вынести. Следует отметить, что Управление информации военного ведомства отреагировало на произошедшее оперативно и, главное, адекватно — тут же сообщило, что все военачальники подали рапорты об увольнении по состоянию здоровья, которое у них решительно ослабло в период с апреля по июнь.

Вот уже более тридцати лет пишу на военные темы. Увы, за все эти годы ни разу мне не встречался генерал, который написал бы рапорт об отставке по причине принципиальных разногласий с начальством по поводу строительства Вооруженных сил. Полковники попадались, генералы — ни разу. Можно, конечно, вспомнить Льва Рохлина, которого власть сделала главой Комитета по обороне Госдумы и который пошел против нее. Но, даже рассылая со своего факса призывы к командирам воинских частей не исполнять приказы Верховного главнокомандующего, генерал Рохлин не собирался снимать погоны.

РИА Новости

 

Позже, в 1999-м, с организованной фрондой высших военных столкнулся министр обороны Игорь Сергеев. Коллегия Минобороны не согласилась с главой военного ведомства (вещь ранее немыслимая). Дело в том, что Сергеев задел личные интересы высших военных руководителей. Он задумал объединить все ядерные силы под единым командованием. Однако создание Командования ядерных сил сдерживания грозило снизить роль главы Генштаба, командующих ВВС и ВМФ. И они рискнули устроить скандал. Однако в этом случае генералов и адмиралов вдохновляла отнюдь не борьба правильной концепции против неверной. Речь шла исключительно о собственных амбициях и интересах.

То же самое, подозреваю, происходит в настоящее время. Военачальникам явно не понравилась идея министра обороны о регулярной ротации командных кадров, с тем чтобы служба в центральном аппарате перемежалась со службой в военных округах. Это решение задевало каждого из них персонально. Тем более что речь идет о равнозначных, а не о вышестоящих должностях. Ведь, например, по сложившейся традиции начальник ГОУ должен был становиться начальником Генштаба, вторым человеком в Минобороны. А тут предложение возглавить какой-то из военных округов. Замминистра Николай Панков утверждает, что генералам Скокову и Иванову предлагали разные должности и в Москве (насколько можно понять, в академии Генштаба), и в округах. Но это их не устроило.

Но ни о каком организованном протесте речи скорее всего не идет. Просто кто-то из недоброжелателей начальника Генштаба (а таковых в «арбатском» военном округе, ох, как немало) решил представить частные решения трех военачальников как организованный протест. Но следует признать, что эти самые недоброжелатели нащупали самую слабую точку нынешней военной реформы: постоянные метания из одной крайности в другую, отсутствие заранее продуманного плана (отдадим должное генералу Макарову — он этого не скрывает). Все это делает реформаторов крайне уязвимыми перед любыми провокациями.

 

Фотографии РИА Новости

 

 

 

 

Версия для печати