Тихон Второй
На встрече писателей с премьером Владимиром Путиным среди многих авторов, попавших в телевизионную картинку, можно было лицезреть и скандально известного наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова). Попал он туда отнюдь не за ношение рясы.
Недавно в издательстве «ОЛМА Медиа Групп» вышел сборник его очерков «Несвятые святые» огромным по нашим временам тиражом 60 000 экземпляров. И тут же в прессе пошла волна: «Ах, отец архимандрит, ох, отец архимандрит, какая глубина! Подлинное миссионерство!». На последней Московской международной книжной ярмарке на презентацию издания кто только к автору не пожаловал: и Александр Проханов собственной персоной, и министр печати и массовых коммуникаций Игорь Щеголев. Никита Михалков «осанну» спел, пожелал книге такого же отклика, как на фильм «Византия: гибель империи».
Сравнение верное Никита Сергеевич привел: и там, и там политическая конъюнктура. Хотя не совсем так. Есть в сборнике Шевкунова и живые интонации, и тонкий юмор. Чего стоит рассказ о том, как привратник Псково-Печерского монастыря заставил уполномоченного совета по делам религий по Псковской области Николая Александровича Юдина повторить за собой «Символ веры». Веселая история, под стать церковным анекдотам Ардова.
Но все-таки идеология дает о себе знать. Тут и обычный в шевкуновской среде антисемитский душок. Взять упомянутую байку. «В монастыре фамилию уполномоченного все подчеркнуто произносили как «Иудин»», — пишет автор. И таких шпилек в издании немало.
Главный же публицистический акцент автор делает на борьбе с «модернистами». Ради этого он идет даже на «приватизацию старцев». К примеру, приписывает о. Иоанну Крестьянкину слова, которые никто, кроме о. Тихона, не слышал. Старец якобы сказал об общине свящ. Георгия Кочеткова: «Если мы не разорим это движение, они разорят Церковь». А ведь хорошо известно, что в свое время о. Иоанн помогал о. Георгию Кочеткову своими советами при подготовке к поступлению в духовную академию. В этом контексте слова о «разорении Церкви» звучат неблагочестиво: получается, старец сам подготовил на ратные подвиги супостата.
Без тени раскаяния пишет наместник Сретенского монастыря о том, как просил патриарха Алексия II передать этот самый монастырь под подворье Псково-Печерской обители. Патриарх передал, и с этого начались мытарства многотысячной кочетковской общины, которая восстанавливала святыню. На улице оказался православный лицей «Ключ», огласительное училище и т.д. Можно сказать, что современный Сретенский монастырь стоит на слезинке ребенка. Разве это не повод для публичного покаяния его наместника?
Впрочем, вернемся к книге, оставив Божьему суду сомнительную церковную деятельность автора. И вернувшись, увидим, что удачных находок в разрекламированном издании очень немного. А в целом в нем преобладает публицистика, жеванный, скучный язык, сомнительно расставленные акценты, духовные подмены.
Эти недостатки, однако, наверняка не помешают автору претендовать на патриаршую премию по литературе на следующий год. Благо, все необходимые рычаги для этого у реального руководителя Патриаршего совета по культуре имеются.
Сейчас архимандрит Тихон, правда, затаился. Но даже скользкая должность ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре не мешает ему исподволь копить очки в свою пользу. Да, мало чего делает этот совет. Даже эффективную систему контроля за переданными Церкви памятниками искусства не потрудился создать, и полшага не сделал в этом направлении. Но что-то делает. Говорят, например, что широко обсуждаемый в православной среде проект русификации богослужения как раз писала шевкуновская команда. Проект так себе — и нашим, и вашим, в любую сторону можно повернуть. Но хоть что-то.
Возвращение ВВП в Кремль снова поднимает ставки «духовника Путина». Поговаривают, впрочем, что слухи о духовничестве активно распространяет сам отец архимандрит (иногда нарезая на авто круги по Москве после «вызова сверху»). Однако проект «Гоша — патриарх Тихон Второй» (Гошей отца Тихона любовно называли в начале 90-х в Издательском отделе РПЦ МП) имеет долгосрочную перспективу. Надо только выучиться ждать, надо быть спокойным и упрямым. А там — чем черт не шутит.
Даже пребывая в заводи, отец архимандрит остается крупной щукой идеологии, зубы постоянно показывает. И нашумевший сборник рассказов лишний раз об этом свидетельствует.
А за этой акцией наверняка последуют и другие. Совсем в тень архимандрит Тихон не уйдет, потому что цели у него — высокие.
Фотография РИА Новости