Садовничий – не Бут
Ну вот сейчас они все очнутся. МИД, «Единая Россия» и все кому положено будут выражать возмущение и предупреждать, что «данное решение не способствует укреплению сложившихся между нашими двумя странами отношений союзничества и стратегического партнерства и наносит им серьезный ущерб».
Российскому летчику Владимиру Садовничему дали в Таджикистане 8,5 лет. Не ему одному, кстати. Алексей Руденко, хоть и гражданин Эстонии, но русский же. Если мы защищаем права наших соотечественников в Эстонии, то почему не защитить такого же соотечественника из Эстонии – только на территории Таджикистана?
Их история началась еще восемь месяцев назад. И все эти месяцы родина плевала на них. Плевал МИД, плевало посольство, Минтранс. Никакой помощи и поддержки, кроме нескольких мелких формальных ходов. Ни материально, ни морально, ни нот протеста, ни шумихи по всем каналам – ни хрена.
Садовничего и Руденко судят по совершенно вымышленному тройному обвинению. Они совершили вынужденную посадку в Курган-Тюбе, пролетом из Афганистана. Их самолеты АН-72 работали по контракту с ООН и перевозили гуманитарные грузы в Афганистан. О чем есть все необходимые бумаги. Да, собственно, никто в их прежней миссии и не сомневался. Но она завершилась – и летчики вместе с самолетом возвращались домой. Получили разрешение на взлет и на пересечение таджикского воздушного пространства (без этого и взлета бы им не дали), получили разрешение на посадку.
Но в воздухе на подлете к Курган-Тюбе оказалось, что таджики «потеряли» все разрешения. Топлива, чтобы вернуться в Кабул, уже не хватало и пришлось запрашивать экстренную посадку. Посадку все-таки разрешили. И в Курган-Тюбе поначалу к ним ни у кого не возникло никаких вопросов. Пока не появились господа из службы безопасности и не сообщили, что в одном из самолетов – контрабанда! Это не Ярошенко, который вез наркотики, и не Бут, который торговал оружием. У Садовничего и Руденко на борту был… двигатель. От их же собственного самолета. Двигатель, инструменты, вещи – все, что они увозили с собой из Афганистана, личные вещи и имущество компании. Это примерно то же самое, что обвинить в контрабанде автомобилиста, перевозящего запасное колесо. Но именно так и произошло. А заодно им пришили незаконное пересечение границы и нарушение правил полетов – что уже очевидное вранье. Потому что надо быть окончательными идиотами, чтобы самовольно взлететь, самовольно вторгнуться в чужое воздушное пространство и там несанкционированно сесть, да еще с контрабандой в виде личных вещей и двигателя в разобранном виде. И главное – зачем? Цель-то какая у незаконного полета и перевозки разобранного двигателя?
И летчики оказались в современнейшей таджикской тюрьме, ожидая справедливейшего приговора беспристрастнейшей таджикской Фемиды. И приговор был гуманен. Вместо 13 (!) лет, которых требовал прокурор, российский гражданин Садовничий получил всего 8,5.
Эта пакостная история, повторяю, развивалась восемь месяцев, и все эти месяцы государство, стоящее на страже справедливости и интересов россиян во всех уголках мира, государство, самозабвенно спасающее торговца оружием Бута, плевало на летчиков, которых дружественный Таджикистан хочет сгноить в тюрьме.
Зачем это все понадобилось таджикам? Самая простая версия: желание конфисковать два не самых плохих по местным меркам самолета. Раз уж они тут сели и такой подвернулся случай – чего бы ни рискнуть? И расчет на наплевательство России в отношении судьбы своих людей оказался верным.
Почему же мы молчали восемь месяцев? Да потому что Садовничий и Руденко – это не Бут. Уж не знаю, какими связями и с кем опутан Бут, но Садовничий и Руденко точно никак не связаны ни с какими российскими тайными и явными властями. Просто летчики. Помните, как аналогично месяцами никому дела не было до захваченных похожим образом в Нигерии моряков? Ну вот то-то.
А еще потому, что Таджикистан – не Америка. Все, что исходит от Америки – зло. А таджики – наши друзья, стратегические партнеры, СНГ, ОДКБ, Таможенный союз с ними наклевывается. Интересы страны требуют жертв. А разве Садовничий – такая большая жертва?
Мы будем с пеной у рта воевать за Бута, будем защищать партизана Кононова, Бронзового солдата, русских в Прибалтике. Но нам нет дела до реальных притеснений русскоязычного населения в Таджикистане, Туркмении, Узбекистане. Потому что тамошние правители, эти сукины дети – они наши сукины дети. Они нам идейно ближе, чем простые сограждане, попавшие в переплет. Таких сограждан у нас 140 миллионов. Так что не беда.
Фотография РИА Новости