Итоги недели. Путинская Realpolitik рождает чудовищ
Вторник уходящей недели начался со звонка барышни, работающей на одной из ведущих FM-радиостанций: «Что вы думаете о предстоящих совместных военных учениях вооруженных сил России, Китая, Ирана и Сирии, которые будут проведены на сирийской же территории». Я остолбенело молчал. А барышня тараторила: «В маневрах примут участие 90 тысяч военнослужащих, тысяча танков и 400 боевых самолетов. Египет уже удовлетворил просьбу Китая на проход 12 боевых кораблей через Суэц». «Откуда вы взяли эту чушь?» – выдавил я из себя. «Интерфакс» только что сообщил, поведала девица. То, что она «спутала» уважаемое российское агентство с «Фарс» – информационным агентством Ирана, выяснилось позже. Тем не менее, подавив уважение к «Интерфаксу» и его источникам, я сразу же сказал, что все это чистое безумие, такое невозможно в принципе. И не потому, что многонациональные маневры такого гигантского масштаба не проводились со времен «холодной войны». И не потому, что немыслимо представить себе вменяемых военных, которые согласились бы проводить маневры в стране, где идет полномасштабная гражданская война. И даже не потому, что подобные учения выглядели бы прямым военным вызовом по отношению к тем членам Совбеза ООН — США, Франции и Великобритании — которые считают, что Асад должен уйти. Самая первая мысль, которая пришла в голову: китайцы никогда не пойдут на такую авантюру. Мысль о том, что на авантюру неспособна власть российская, не приходила…
В самом деле, ведь в тот самый момент, когда иранцы распространяли свою дезу, выяснилось: российское судно с боевыми вертолетами Ми-24 на борту направляется в Сирию. Об этом объявила глава американского внешнеполитического ведомства Хилари Клинтон. И тем самым фактически уличила во лжи своего российского коллегу Сергея Лаврова, утверждавшего ранее, что Москва не продает Сирии никакого оружия, за исключением систем ПВО. С формальной точки зрения, Лавров не врал. В Сирию отправили вертолеты, которые были проданы много лет назад. В России они проходили всего лишь плановый ремонт. Однако сути дела это совсем не меняет. Понятно же, как будут использованы боевые вертолеты в условиях гражданской войны.
Но российские начальники как заведенные твердят: против Сирии не введено никаких международных санкций, стало быть, в эту страну не возбраняется поставлять все, что угодно. «Часть сирийского народа, которую представляет оппозиция, хочет, чтобы президент Асад ушел, но это не весь сирийский народ… Нужно добиться от всех участников вооруженного конфликта, чтобы они прекратили это кровопролитие, сели за стол переговоров и заранее договорились о том, как они будут жить в общей стране и как будут обеспечены интересы и безопасность всех людей, которые сегодня в этот конфликт вовлечены, — поведал президент РФ на пресс-конференции после саммита «двадцатки». — Сделать это нужно заранее, а не так, как в некоторых странах Северной Африки, где до сих пор продолжается кровопролитие, несмотря на то, что смена режима состоялась». Формально это означает, что повстанцы и режим, который использует против них тяжелые вооружения, равны. А в переводе с путинского новояза, что Асада он «сдавать» не собирается. Такая у него Realpolitik: фактически он не видит разницы между собой и ближневосточными диктаторами. И он сейчас не за Асада борется – за себя.
И уже в нашей прессе три раза на дню появляются сообщения о том, что большие десантные корабли отправляются к сирийским берегам. Вот в такой-то ситуации безумный сценарий о провокационных маневрах, придуманный иранской пропагандой, начинает выглядеть вовсе не таким уж безумным. А что? Направляя войска в Сирию, Россия, точно так же, как в случае с вертолетами, не нарушает никаких международных законов. Конечно, тысячи солдат и сотни танков она перебросить не в состоянии. Но некое символическое присутствие в составе двух-трех усиленных рот морской пехоты (как раз столько и могут перебросить десантные корабли ВМФ) обеспечить вполне можно. Если хватило авантюризма послать в Сирию корабль с вертолетами, что, собственно говоря, мешает послать морскую пехоту для демонстрации флага? Между тем администрация Обамы вовсе не склонна в предвыборный период проявлять выдержку. Могут последовать ответные меры. На пустом месте может вырасти конфликт. Так путинская Realpolitik рождает чудовищ.