КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеХалява митрополита Евсевия

15 АВГУСТА 2012 г. БОРИС КОЛЫМАГИН

РИА НовостиМосковский патриархат постепенно прибирает к рукам центры сакрального туризма. И пока музейные работники машут от возмущения руками, Васька слушает да ест.

Последним стаканом сметаны оказался собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря с фресками XIV века. Решение о его передаче Псковской епархии было принято администрацией втихую, и общественность оказалась поставлена перед свершившимся фактом. Увы, закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» позволяет чиновникам не прислушиваться к мнению музейного сообщества, что лишний раз свидетельствует о недостаточной его проработанности. Пока сотрудники Псковского государственного музея-заповедника, в чьем ведении находился собор, готовили служебные записки областным чиновникам, директор, не поставив их в известность, одним росчерком пера расторг охранный договор. Хранитель монументальной живописи собора Таисия Круглова говорит о том, что в храме еще не завершены ремонтно-восстановительные работы, и будущность уникальной росписи под вопросом. Она отказалась передать ключи от собора чиновникам Росимущества. Но долго ли сможет сопротивляться сильным мира сего одинокая женщина? 

Псков претендует на попадание в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО в номинации «Большой город». Однако отцы города делают все возможное, чтобы этого не случилось. Иначе зачем возводить в историческом центре глянцевые новоделы и бетонировать культурный слой, отдавать на реставрацию малограмотным бизнесменам уникальные памятники и доверять местной епархии хранение народного достояния — дело, с которым она явно не справляется.

Псковский митрополит Евсевий прославился своими вандальскими действиями в кафедральном Троицком соборе. Его гонения на подлинно церковных людей, таких как архимандрит Зинон и отец Павел Адельгейм, лишний раз свидетельствуют, что владыка чихать хотел и на церковь, которая в ребрах, и на церковь, которая в бревнах. Казалось, в сложившейся ситуации церковное ведомство по культуре могло проявить заботу о сохранности памятников, переданных РПЦ МП. Но возглавляющий его архимандрит Тихон (Шевкунов) и пальцем не пошевельнул. И не пошевельнет. Да и с какой стати: владыка Евсевий — старый дружбан, помогал честному отцу выгонять из московского Сретенского монастыря «обновленческую» общину отца Георгия Кочеткова. Ворон ворону разве глаз выклюет.

Так что митрополит потирает руки: хорошие деньги на туристах можно будет  делать. Да и не только на туристах. Согласно распоряжению правительства РФ, на реставрацию собора выделяется 10 миллионов рублей. И епархия, естественно, в накладе не останется.

Сейчас, пока собор еще не перешел в ведение РПЦ МП, идет сбор подписей под обращением к президенту с просьбой вернуть храм в пользование Псковскому государственному объединенному историко-художественному и архитектурному музею-заповеднику. К слову, всякий желающий может поставить подпись под этим обращением. 

Казалось бы, что толку писать, тем более Путину. Но все-таки капля камень точит и совсем сдаваться без боя нельзя.  

В советские годы музейные работники спасали церковную старину от комиссаров. Им вменяли в вину, что они превратили музей в рассадник религиозных настроений. Сегодня «комиссары в рясах» обвиняют их в «пленении святынь». И музейным работникам снова приходится вступать в неравный бой с идеологией.

Приходится лишний раз пожалеть, что в угоду идеологии в современной России разговоры о совместном использовании храмов Церковью и музеем остались в прошлом. Тем не менее, именно совместное использование древних памятников остается  наиболее перспективным — с точки зрения сохранения культурного наследия. Об этом свидетельствует храм святителя Николая в Толмачах, расположенный на территории Третьяковской галереи. Государство, когда оно хочет, решает возникающие противоречия между «церковниками» и «музейщиками» и не сталкивает их лбами. Опыт храма свт. Николая показывает, что включение церковных структур в систему общественных отношений, их подчиненность нормам светской культуры идет на пользу всему обществу. К сожалению, практика Третьяковки не нашла широкого распространения. Но она остается как образец: музейный контроль над состоянием памятников старины подкреплен государственным статусом учреждения культуры.

Пойдет ли власть на уступки культурному сообществу? Время покажет. А пока ест Васька сметану и мурлычет: халява, халява...

 

 

 

Версия для печати