Когда власти не до того
Когда власти не до того, могут происходить удивительные вещи. Например, свободные, честные выборы. Именно так произошло в Российском футбольном союзе.
Я не раз говорил, что наш спорт – это особая история, а наш футбол – это особая история в нашем спорте. Если в стране хотя бы где-то когда-то честные выборы проводились, то в футболе их не было никогда! И вдруг – на тебе!
Николай Толстых был выбран честно. Сетования проигравших на некий административный ресурс и предрешенность, с одной стороны, лукавы, с другой стороны — все же немногочисленны. И, что характерно, звучат из уст третьестепенных кандидатов. А вот основной соперник Толстых Сергей Прядкин результатов не оспаривает.
Почему выборы получились честными? Почему власть пустила дело на самотек? Я думаю, что все дело в том, что Путин не любит футбол. Он любит дзюдо и вообще единоборства. Он загорелся хоккеем. А к футболу всегда был равнодушен. И только когда надо было пристроить на хорошее место товарища по «Озеру» Сергея Фурсенко, он проявил к этому реальный интерес. Сейчас же никакого особого дела до событий в кожаном мяче ему не было. А перспективы успешного проведения чемпионата мира в 2018 году никак не связаны с РФС, потому что стадионы, дороги, гостиницы и аэропорты придется все равно строить государству, и руководить этим будут другие структуры и люди. К тому же из футбола в ближайшее время не извлечешь никаких пиар-дивидендов, поскольку успехов на горизонте у сборной не предвидится.
Так и получилось, что возможности у кандидатов были примерно равные. Толстых поддерживал Виталий Мутко, зато Прядкина поддерживали ведущие клубы и стоящие за ними богачи и госкомпании. Но избрание Николая Толстых удивительно не только потому, что власть позволила ему избраться. И даже не потому, что он сумел выиграть битву у Керимова, Миллера, Гинера и Якунина. Удивительна сама фигура Николая Толстых.
В это даже как-то трудно поверить, но Толстых – честный человек. В это еще труднее поверить, но для Толстых нет ничего важнее закона и равенства всех перед законом. Это проверено двадцатью годами работы в футболе, когда и деньги ему чемоданами заносили, и проектами с откатами искушали. И вообще наш футбол – это гумус для какой угодно мерзости. И как-то в этой среде Толстых умудрился пережить и 90-е годы, и диктатуру Вячеслава Колоскова (который теперь был одним из главных сторонников Толстых!), и идиотизм правления Фурсенко.
Всего полтора года назад под высосанным даже не из пальца предлогом ПФЛ, которую возглавлял Толстых, была разгромлена, а сам Толстых фактически разжалован в рядовые. Из таких «командировок» не возвращаются. Особенно в наше время. И я уверен, что ни один человек не поставил бы и сотой доли копейки на то, что именно Толстых всего через полтора года после разгрома, унижения и предательства со стороны всех своих сторонников станет главой РФС.
Но не подумайте, что теперь этот пост занял какой-то святой человек или, хуже того, волшебник. В конце концов, Николай Толстых долгое время руководил и профессиональной лигой, и футболом низших дивизионов, где криминал как раз и процветал особенно кустисто. Он не потворствовал ему. Но и реальных побед не достиг. Говорят, что не имел полномочий, поскольку все важные решения принимались, так или иначе, тогдашними руководителями РФС, а те неизменно спускали на тормозах все попытки расследования. Что же – теперь у Толстых есть все полномочия. Но есть ли у него рычаги?
В нашей стране главный рычаг – тот самый властный ресурс. Мутко – это Мутко. Не меньше, но и не больше. На этот рычаг особенно сильно не нажмешь. А более высоких покровителей у Толстых нет. Нет за ним и больших денег, коль скоро все футбольные олигархи не только не поддержали его, но и демонстративно покинули исполком Союза накануне голосования, видимо, предвидя будущую неудачу. Без господдержки, без гарантированных миллиардов… Да еще с долгом кредиторам, который благодаря Фурсенко достигает, как говорят, почти 800 миллионов…
При этом Николай Толстых остается с проблемами, которые не решались даже не годами – десятилетиями. Никуда не делись договорные матчи, хотя считается, что сейчас именно эта проблема стоит не столь остро.
Зато острее некуда проблема фанатов и насилия на стадионах. Футбольные арены – именно то место, где пышнее всего колосятся национализм, ксенофобия, экстремизм, фашизм. Вспомним историю Егора Свиридова и Манежку. Вспомним бойкот кавказских клубов и недавние столкновения фантов Москвы и Питера с дагестанцами. Со всем этим придется разбираться Толстых, хотя именно в этой области государство и правоохранительные органы и должны бы ему помочь. Но власть и полиция демонстративно делают вид, что проблемы как бы и нету. А она есть – и собак всех повесят именно на Толстых.
Ему же придется что-то делать с футболом как бизнесом. Каковым он до сих пор не является, а совершенно позорно существует либо на бюджетные деньги, либо на деньги госкорпораций. Не должны футболисты второй лиги получать из бюджета миллионные зарплаты в стране, где такая нищета и такое бедственное положение с финансированием социальных проектов!
В общем, у Николая Толстых миллион проблем, и это не считая сложностей чисто футбольных. Ведь он пришел в систему, которую строил его предшественник и каждый пункт которой Толстых оспаривал, как мог. А теперь ему в этом «доме» жить. И работать. Я не уверен, что он справится. Но в том, что он будет именно работать, что приложит все усилия и что будет честен, я уверен.