Церковь и актуальное искусство
В постсоветской России представители актуального искусства и духовенства не соизволили сделать ни одного сколько-нибудь существенного шага навстречу друг другу. И сейчас они активно продвигают в общество язык вражды, борясь за свои мелкие правды.
Да, конечно, с формальной стороны нечего было делать православным активистам на выставке «Духовная брань» на «Винзаводе». Но откуда они узнали о сем мелкотравчатом мероприятии? Что, евразийцы и казаки такие знатоки живописи и в курсе всего происходящего?
Определенно, устроители позаботились о том, чтобы нужная информация дошла до кого следует. И начались, прежде всего в медийной сфере, коммерческо-политические игры.
Если открытие экспозиции, о котором читателям «ЕЖа» рассказала Светлана Солодовник, прошло под знаком карнавала, то в дальнейшем тишину зала тревожили разве что стайки молодых людей и полицейских. В прошедшую субботу автор этих строк наблюдал, как дежурившие перед галереей Гельмана служители порядка почти всем составом зашли посмотреть на изображения лиц в масках-балаклавах и другие пафосные работы Евгении Мальцевой. Свободу девушкам-феминисткам! Согласен. Хотя произведения так себе. И никакие это, конечно, не иконы.
Печалит другое. В соседней галерее экспонируются интересные акварели Татьяны Глебовой, ученицы Павла Филонова. И ни одного зрителя. Неужели чтобы привлечь внимание к классике авангарда, нужен скандал? А что? У Гончаровой с Ларионовым найдется немало подходящих картин. Если добавить к ним Шагала с Малевичем, да снабдить соответствующими комментариями, да православных активистов позвать… Словом, можно. Только кому это надо? Вот в чем вопрос.
Следом за «Духовной бранью» грядет выставка «Иконы», из-за которой уже скандалили в Краснодаре. Теперь Марат Гельман организует ее в Санкт-Петербурге. И снова знакомый сценарий с некоторыми, правда, нюансами. Задолго до открытия, намеченного на 15 ноября, православные, на этот раз совместно с мусульманами, выступили с громкими заявлениями.
Кураторы выставки и иже с ними не устают напоминать о мракобесах и воинствующих ортодоксах. Их слова передаются в эфир, тиражируются. Похоже, и те, и другие работают на определенную целевую аудиторию. Одни канализируют благородное негодование тех, кто недоволен зажравшимися попами в мерсах, другие — тех, кто шагает под лозунгом «православие, самодержавие, народность». И над всей этой риторикой вырастает фигура нового обер-прокурора Владислава Суркова.
С панк-молебном ситуация явно вышла из-под контроля. Теперь сурковские политтехнологи «работают» с проверенными людьми. И все, как поется в шлягере, идет по плану.
Жалко. Ведь можно было бы собрать экспозицию, работающую на диалог, на склеивание разных слоев общества. Однажды такая попытка была сделана — вспомним выставку «Двоесловие/Диалог», состоявшуюся пару лет назад в притворе университетского Татьяниного храма в Москве. Да, на нее пришлось потратить немало усилий — экспозицию, работающую на раздрай, устроить куда легче. И медийные волны куда выше.
Вот и получается. С одной стороны — православный ислам, ужесточение наказаний за оскорбление чувств и прочая религиозная фигня, которой в последнее время так озаботились депутаты Госдумы, а с другой — игры на расслоение, на уничтожение в самом зародыше всякой возможности диалога между разными группами населения, между разными мировоззренческими группами.
При этом актуальное искусство не ограничивается художественными акциями и идет на чужую территорию, занимается богословским перформансом.
Именно так можно оценить конференцию «Реформация: судьба Русской церкви в XXI веке», подготовленную фондом содействия национальному согласию «Россия для всех» при участии некоммерческой организации «Фонд Станислава Белковского». «Россию для всех», для справки, учредил бизнесмен и коллекционер Виктор Бондаренко. Тот самый, кто курирует «Духовную брань» на «Винзаводе».
Организаторы конференции распространили пресс-релиз, в котором перемешали все и вся: разумные слова о необходимости внутрицерковных реформ, секулярные требования к государству, проекты модернизации русского православия.
Пресс-релиз означенного мероприятия звучит как богословская комедия. К нему нельзя относиться серьезно. Для продвижения каких-то позитивных идей внутри церковной ограды он — ничто. А вот вред делает огромный. Благодаря ему сужается сама возможность внутрицерковного диалога, он дает дополнительное оружие в руки фундаменталистов.
Собственно, они им уже пользуются. Например, сотрудник фундаменталистского общества «Радонеж» Сергей Худиев, комментируя на «Правмире» мероприятие Белковского-Бондаренко, высказался против самой возможности обновления Русской церкви.
Конечно, Церковь не может обновляться под напором внешних сил — это будет уже не обновление, а обновленчество, сергианство, если угодно. И все нормальные христиане это понимают. Но культура – современная культура, к чему стремится она? Неужели к войне с верующими до победного конца, то есть до полной атомизации общества?
Или в среде кураторов современного искусства все-таки найдется достаточное число социально вменяемых людей, которые будут работать не на Кремль, а собственно на искусство?
Да, современное искусство живет скандальными жестами и масками. Но за маской всегда стоит человек. Мы слышим его дыхание, чувствуем биение его сердца. Человек есть.