КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеПризнание Медведева

6 ДЕКАБРЯ 2012 г. ВЛАДИМИР ВОЛКОВ

ИТАР-ТАСС
На встрече с представителями Российского союза предпринимателей (РСПП) во вторник Дмитрий Медведев призвал честно и без обиняков признать ошибки, допущенные предыдущими правительствами в ходе реформы пенсионной системы, десять лет разделенной на накопительную и распределительную части. «Если говорить о самой системе пенсионирования, то, вы знаете, здесь произошла ошибка в расчетах, ее нужно просто признать, признать правительству, признать тем, кто когда-то занимался этой проблемой, работая в правительстве», — цитирует премьер-министра «Интерфакс».

Приступая к созданию нынешней пенсионной модели, пояснил Медведев, власти исходили из того, что к 2023 году выплаты участникам накопительной системы будут выше по сравнению с пенсиями из распределительной части, чего не произошло. «Не получается, недоработали, ошиблись в целом ряде стимулов, в результате разница будет в пользу распределительной системы. Это что за накопительная система?» – вопрошал Медведев.

Действительно, хороший вопрос из уст действующего руководителя кабинета министров. Но здесь Медведев, конечно, немного лукавит. Кое-что о целях начатой в 2002-м реформы он все же знает, просто не слишком доволен достигнутыми результатами. Например, он не может без скорби смотреть на объемы накоплений пенсионной системы, которые, по его словам, так и не стали заметным источником пресловутых «длинных денег» в экономике. И не согласиться с премьер-министром, действительно, сложно: на те жалкие 2 трлн рублей, скопившиеся на пенсионных счетах граждан за время действия реформы, профинансировать озвученные правительством грандиозные планы инфраструктурного и иного капитального строительства, особенно с учетом их чудовищной неэффективности в нашей стране, и впрямь трудновато.

Но поддержав тезис Медведева в этой части, сложно не задаться встречным вопросом: а как, с учетом действовавшей до сих пор структуры пенсионных отчислений, собственно, могло получиться иначе? Напомню, что основным источником фондирования ПФР являются выплаты работодателей, которые перечисляют в него 22% от фонда заработной платы работников, родившихся после 1966 года. Из них 16% поступают в распределительную часть, тогда как в накопительную — лишь 6%. Да и те, согласно принятой недавно новой стратегии пенсионной реформы, с 2014 года для подавляющего большинства работников (за исключением тех, кто не изъявит желания остаться в прежней системе) будут сокращены до 2%. К слову, на встрече с РСПП Медведев выразил надежду, что все эти изменения в пенсионной системе не ухудшат положение ни граждан, ни бизнеса. Однако сами промышленники и предприниматели с навязываемой всем концепцией не согласны. Неслучайно, на встрече с премьером руководитель «профсоюза олигархов» Александр Шохин высказал сожаление, что внесенные правительством в Думу предложения по пенсионной реформе «расходятся с нашими представлениями о судьбе накопительной пенсионной системы и перспективах налоговой нагрузки на бизнес».  

О том, что РСПП является «серьезным оппонентом» правительства в подходах к реформированию пенсионной системы, Шохин говорил не единожды. В том числе на организованной Альфа-банком банковской конференции в конце ноября. Перечислив многочисленные нестыковки в позициях, руководитель РСПП подчеркнул главное: при проведении пенсионных преобразований доминирующей у правительства является фискальная идеология, направленная на скорейшее наполнение ПФР без проведения реальной реформы. Именно эту цель, считает Шохин, преследует фактическая ликвидация накопительной пенсионной системы, чему тождественно запланированное снижение страховых отчислений. Попросту говоря, за красивыми словами про низкую эффективность системы пенсионных накоплений и тому подобное, правительство и его председатель хотят скрыть простое, как хлеб, стремление – побыстрее залатать дыру в ПФР, размер которой уже зашкаливает за триллион рублей и продолжает расти.

Вот такое признание, решись на него Медведев, прозвучало бы гораздо честнее и уж во всяком случае — правдоподобней. Да и решать в этом случае проблему пенсионного дефицита было бы проще. Как это сделать, придумали давным-давно, до Медведева. Еще Тимур Гайдар предлагал использовать на эти, и только эти цели доходы от приватизации госсобственности, с которой нынешнее правительство, несмотря на обещания, пока, мягко говоря, не спешит. Впрочем, понять премьер-министра можно: проводимая им пенсионная антиреформа — это ошибка, признавать и исправлять которую придется уже не ему.

Версия для печати
 



Материалы по теме

Время в котором стоим // АЛЕКСАНДР ЧЕРКАСОВ
Дмитрий Медведев грозит России санкциями // АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
В СМИ //
В блогах //
Прямая речь //
А вот и выборы. Теперь настоящие // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Родные и приемные // ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
Партии — честь и совесть эпохи // ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
Номенклатурный круговорот // АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН
Итоги недели. Междуцарствие // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ