Охлобыстин как лакмусовая бумажка
После недавнего интервью Ивана Охлобыстина радиостанции «Эхо Москвы» мне позвонил озадаченный знакомый с вопросом: как ты думаешь, он это серьезно? Вот все это: про православную Империю, про Россию, явленную миру, чтобы дать отпор мировому супостату, про народ, который призовет его, Ивана, на царство…
Ну да, серьезно.
То есть он-то — серьезно, однако ж на самом деле серьезно, конечно, совсем не это. Сам-то по себе Охлобыстин… Ну, что тут сказать: Господь, конечно, не прошел мимо Ивана, но не рассчитал силу удара. Феномен, достойный изучения.
До какой степени этот способный лицедей валяет ваньку, до какой симулирует сумасшествие, а в какой — тронулся в путь на самом деле, определеннее может сказать только мой друг-мозговед Андрей Бильжо. По моим личным наблюдениям, мессианство мессианством и ванька ванькой, но ложку мимо рта г-н Охлобыстин не проносит, и неплохо совмещает православное спасение мира с самопиаром и рублением сатанинского бабла. Но это забавная частность, а важно тут, повторяю, другое.
Такого рода персонажи — всегда общественная симптоматика. В ясные времена, времена прогрессивной общественной идеи, социального подъема, люди такой специальной психики находятся, вместе со своими видениями, на периферии общественного сознания; они дрейфуют по ментальным окраинам, странствуют и, странствуя, время от времени заходят в гости к обществу («странный человек пришел», как сказано у Островского)…
Ну, как пришел, так и уйдет.
Но во времена смутные, времена общественного раздрая и распада — такого рода господа, при всем их внешнем комизме, могут в одночасье собрать на себе раздерганное внимание публики, намагнитить его и стать вдруг фигурами ключевыми для текущей истории (см. статью «Распутин»).
До такой степени ключевыми, что занимают все пространство и уходить сами отказываются категорически. Приходится помогать (см. статью «Юсупов»).
Не сам Охлобыстин (бог уж с ними — или не бог, это вопрос терминологии), но общественный интерес к такого рода явлениям — пункт чрезвычайно показательный.
Пока что, вроде бы, лакмус показывает довольно вялую реакцию… Оно и хорошо, но распад-то продолжается, и время от времени надобно поглядывать на интенсивность цвета, держать процесс под контролем… А то охнуть не успеем, начнем сверять вопросы геополитики с видениями старца Охлобыстина.
А уж каким образом в голове лицедея (которых и хоронить-то велено за церковной оградой) могут разом умещаться и православие, и имперская идея, христианству противоположная, — спрошу-ка все-таки у доктора Бильжо.
Интересно же…