Заложники красных паспортов
На днях, подавая документы на визу для командировки в одну из стран, которые принято причислять к «развивающимся», как и всегда в таких случаях не мог отделаться от щемящего чувства ущербности и тихого стыда.
Казалось бы, ну и что тут такого? Владельцам красных книжиц с расщеперившимся двухголовым существом на корешке давно бы пора было свыкнуться с мыслью, что базовое для многочисленных наций и народностей право на свободное перемещение по современному («глобальному») миру, не про них.
Однако томительная процедура сбора бумажек, печатей и подписей за право пересечь границу, съедает время и деньги, а эти ресурсы нынче в большом дефиците.
Но самое главное: как-то, знаете ли, ощущаешь себя человеком второго сорта. Особенно, когда становишься свидетелем подобных сцен: мужик лет пятидесяти с внешностью коренного жителя среднерусской равнины сует в окошечко консульскому клерку синий канадский паспорт, с требованием визы. (Ну, бывает. Забылся человек, привычка!) И, получая отказ – мол, милости просим и так, – в исступленном восторге, потрясая импортными корочками, ударяет себя ладонью по ляжке:
– Ну да, я же ситизен!
Вот тут-то и накатывает тихая тоска.
Но суть, разумеется, не в тоске рефлексирующих журналистов, до которой дела никому нет. Нет его, разумеется, и российским властям, которые в последнее время особенно рьяно (если телевизор нам не врет) взялись за то, чтобы добиться смягчения визового режима с ключевыми странами. В первую очередь, с Европой, с которой вялотекущие переговоры по этим вопросам идут уже десять лет.
Резонов у властей не счесть. Вот, скажем, спалят полтора триллиона на подготовку олимпийской фиесты в Сочи, а народ возьмет, да и не приедет. В начале этой недели главный российский переговорщик по визам, посол по особым поручениям МИД Анвар Азимов, встречался на эту тему в Москве с генеральным директором Еврокомиссии по внутренним делам Стефано Мансервизи.
Закончилась эта встреча по большому счету ничем: Азимов сообщил, что отмены виз с Европой можно ждать не ранее конца 2014 года, то есть уже после окончания сочинских игр.
Впрочем, уже то, что эта встреча состоялась, само по себе большой прогресс. До недавнего времени переговоры об условиях нового визового соглашения между Россией и ЕС были заморожены. Об этом, в частности, в конце февраля в интервью Deutsche Welle рассказывал пресс-секретарь представительства ЕС в Москве Сорен Лироиус.
Как признался чиновник, соглашение «готово на 98%», и до сих пор сторонам не удалось согласовать только один пункт, на котором все это время настаивала российская сторона.
О чем речь?
По словам Лироиуса, речь шла о требовании Москвы полной отмены виз для владельцев служебных (тоже синих – бывают же совпадения!) паспортов, которыми обычно снабжают чиновников, ученых и бизнесменов. Их (паспортов) счастливых обладателей сегодня в России насчитывается около 180 тысяч человек.
Но на это в ЕС пока не идут. Что же мешает? Проясняя вопрос, брюссельский посланец говорил что-то о «шести миллионах заложниках», имея в виду обычных российских граждан, ежегодно подающих на получение шенгена. Мол, они то и должны выиграть от либерализации визового режима. И все это под разговоры о какой-то коррупции, правах человека…
В Москве никакой логической связи между взятками и визами, судя по всему, не видят. Тем не менее, согласны сократить требования о безвизовых поездках для владельцев блатных служебных паспортов в десять раз – до 15 тысяч. Скажем, для федеральных чиновников, имеющих биометрические документы (и, вероятно, синее ведерко). Иначе как ездить договариваться о безвизовом режиме?
Но и это не помогает. Ну не желает Европа пускать к себе причастных к нарушению прав человека. Что ты будешь делать!
Но если представить внятного плана в этой части в Кремле пока не в состоянии, то для устранения еще одного камня преткновения в визовых переговорах с ЕС, Москва, кажется, готова отринуть компромиссы. Известно, что в Брюсселе опасаются – и не без оснований – что, открыв границу России, Европа получит неконтролируемый приток мигрантов из республик Центральной Азии, въезд которых на нашу территорию сегодня не ограничен. В этот четверг Анвар Азимов заявил о готовности Москвы в обмен на отмену виз гарантировать ЕС безопасность границ с Узбекистаном и Таджикистаном.
Как, спросите вы? Очень просто: для этого Москва готова сама ввести визы для граждан этих республик уже с 2015 года. Подобную постановку вопроса, по словам Азимова, поддерживает президент Путин. К слову, не только он. В последнее время в поддержку этой инициативы недавно высказались патриоты (можно и в кавычках) и даже думская фракция КПРФ.
Набор аргументов у тех и других примерно одинаков: приезжие мешают коренным жить и работать.
Что означает реализация этой инициативы для центрально-азиатских республик, в отношениях с которыми у Москвы в последнее время возникает масса проблем, тоже примерно понятно. Введение виз, скорее всего, приведет к резкому ограничению притока трудовых мигрантов в Россию. Пример Туркменистана, отгородившегося от СНГ визовыми барьерами в 1999 году, здесь показателен. Сегодня на российской территории почти нет (легальных) туркменских рабочих, зато они во множестве в безвизовой Турции.
Если же учесть, что денежные переводы трудовых мигрантов – таких же «заложников» своей родины – формируют львиную долю доходов центрально-азиатских республик (например, в Таджикистане на них приходится около половины местного ВВП), а рождаемость у них продолжает быстро расти, то закрытие российской границы будет означать для них только одно. А именно, полную – и очень быструю – экономическую катастрофу. В прошлом подобные кризисы как правило кончались гражданской войной.
Готовы ли в Москве (и в Астане) к дестабилизации в регионе на собственных границах (а заодно и к потоку военных беженцев)? И как быть с официально декларируемым Россией приоритетом развития отношений с соседями по СНГ? Приоритеты изменились? А почему нам ничего не сказали?
Или же, давая обещание ЕС «поставить под контроль» границу с Центральной Азией (к слову, многие эксперты сильно сомневаются, что это возможно технически), Россия хочет решить сразу несколько задач – добиться желаемого от Европы, а заодно пристроить к ногтю строптивые центрально-азиатские режимы? Боюсь, сидя между двух стульев, далеко уехать не получится.
Как бы то ни было, решение этих задач – задач крайне нетривиальных – России неплохо бы иметь понятную долгосрочную стратегию: чего, собственно, хотим, и куда движемся. О ее успешности со временем можно будет судить в том числе – и не в последнюю очередь – по тому, захочется ли миллионам владельцев красных российских паспортов при случае хлопнуть себя по известному месту, воскликнув: читайте, завидуйте… Ну дальше знаете сами.
Фото ИТАР-ТАСС/ Григорий Сысоев