КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеЕГЭ — Если Государство Экзаменует

14 ИЮНЯ 2013 г. АЛЕКСЕЙ КУЗНЕЦОВ

ИТАР-ТАСС


Кампания по проведению Единого государственного экзамена-2013 еще не закончилась, но уже не осталось никаких сомнений в том, что она будет наиболее скандальной из всех с момента внедрения данного вида итоговой аттестации школьников. Действительно, раньше всплывали отдельные, хотя и достаточно многочисленные случаи нарушений со стороны либо сдающих (пользование телефонами, подставные лица), либо со стороны организаторов в конкретных пунктах проведения и даже регионах (пишущие ЕГЭ за детей учителя, неожиданно высокие баллы по отдельным предметам в отдельных «маленьких, но гордых» субъектах Федерации и т.п.). Нынешний же ЕГЭ преподнес сюрприз на федеральном уровне.

Когда за сутки до начала первого экзамена (по русскому языку) в Сети появились варианты контрольно-измерительных материалов (КИМов), оставалась надежда, что это мошенничество отдельных ушлых людей, выдающих какие-то «левые» задания за действительные. Однако быстро выяснилось, что задания самые что ни на есть настоящие. Министр Дмитрий Ливанов заявил, что «из этой истории извлечены уроки». Уроки, быть может, кем-то и были извлечены, но к следующему экзамену (история) задания были выложены в Интернет за сутки, еще через пару дней КИМы по математике для удобства сдающих были сгруппированы по регионам (чтобы вместо сотни вариантов прорешать полдюжины), а обществознание появилось на экранах мониторов уже за двое с половиной суток до того, как за него должны были приняться дальневосточные выпускники. После этого выдвигавшиеся Рособрнадзором версии (вроде утечки заданий, высылавшихся в удаленные пункты через Интернет) окончательно перестали устраивать даже самых легковерных. Заявление же министра о том, что случившееся не повлияло на результаты ЕГЭ, мягко говоря, вызвало у честно сдававших экзамен учащихся и их учителей очередной прилив симпатии к родному министерству.

На сегодняшний день совершенно очевидно, что вброс абсолютно реальных КИМов имеет общенациональный масштаб и носит системный характер. Самое время задаться любимым вопросом древнеримских юристов:quiprodest?

ИТАР-ТАСС

Первая конспирологическая версия, обсуждаемая ныне в блогосфере, исходит из того, что это — ответ более-менее честно сдававшей ЕГЭ в предыдущие годы Москвы отдельным зарвавшимся регионам: дескать, раз вы так, то мы своим детям тоже поможем. Она уютно укладывается в любимую многими парадигму противостояния Москвы и остальной России, но явно противоречит логике: во-первых, задания выложены далеко не только для Москвы, а во-вторых, версия предполагает наличие на самом минобровском верху «заговора москвичей», каковой по целому ряду причин вряд ли может существовать.

Вторая группа предположений исходит из того, что некие силы таким образом пытаются скомпрометировать саму идею ЕГЭ. Теоретически такое предположить можно, но практически верится с трудом: в чиновной среде мало-мальски заметной оппозиции ЕГЭ доселе не наблюдалось (да и не может ее быть, ибо именно чиновники выигрывают от существования этой системы). Что же касается вузов, которым Единый экзамен якобы сузил коррупционные возможности, то у них просто нет доступа к экзаменационным материалам.

Таким образом, вырисовывается версия № 3: вся эта околоэкзаменационная вакханалия направлена лично против министра Ливанова. Причина просматривается без труда — не утихающие в последние месяцы диссертационные скандалы больно ударили именно по политической элите. Совершенно очевидно, что количество выявленных депутатов, губернаторов и министров, не только не писавших, но даже не читавших свои диссертации, будет только расти, если все эти расследования немедленно не прекратить под каким-либо благовидным предлогом (например, угрозы национальной безопасности). Вряд ли Ливанов был их инициатором, но его вина как минимум в том, что он не задушил всё это неблаголепие на корню. Не исключено также, что кто-то из ответственных работников народного просвещения рассчитывает при удачном стечении обстоятельств заодно поживиться министерским креслом, которое должно непременно освободиться по итогам «разбора полетов».
ИТАР-ТАСС

Разумеется, прямых доказательств у нас пока нет. И вряд ли они появятся, так как аппаратный вес министра несопоставим с совокупным влиянием всех уже пойманных за руку, обиженных подозрением, а также опасающихся разоблачения кандидатов и докторов экономических, исторических и прочих наук. Именно поэтому, надо полагать, Дмитрий Ливанов и не пытается бороться, отделываясь совершенно невразумительными комментариями вроде упомянутых выше.

Впрочем, мы скоро узнаем, так это или не так. Если через месяц-другой правдоподобные причины досрочного рассекречивания КИМов названы не будут (а будет продолжаться лепет про ненадежный интернет-канал и нерадивого фельдегеря), а министра отправят в отставку в связи с утратой доверия, можно будет считать, что версия № 3 близка к истине. И вот тогда нам предстоит задуматься: а есть ли хоть что-нибудь, перед чем остановятся стремящиеся скрыть свои грешки «политики нового призыва»? Ведь урон от произошедшего, как политический, так и в первую очередь моральный, подсчитать будет трудно. Только-только вступающие во взрослую жизнь школьники получили наглядный урок на тему «Честность — для дураков».

Можно не сомневаться, уж его-то они запомнят…

Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Смирнов / Артем Геодакян


Версия для печати