Асад «яхонтовый», молчаливый...
«Тихие игры под боком у спящих людей.
Каждое утро пока в доме спят даже мыши
Мальчики знают, что нужно все делать скорей.
И мальчики делают все по возможности тише».
«Наутилус-Помпилиус»
Есть такой известный психологический фактор — отрицание как защитный механизм психики. Отказ признать реально произошедшее событие как бы отменяет само событие и необходимость принимать по этому поводу какие-либо решения. Так вот президент Сирии Башар Асад психологическим отрицанием не страдает. Не страдает он и от излишней забывчивости. Благо мужик еще молодой — сенильность ему пока не грозит. Месяца два назад, после очередного взрыва очередной военной базы, Асад[1] — гордый сирийский лев — публично пообещал отреагировать со всей мощью своей победоносной армии на очередную израильскую провокацию. В ночь с пятого на шестое июля в Латакии в военном комплексе с десятком-двумя бетонированных бункеров взорвался склад. Удар приписали боевикам оппозиции и забыли. «Сирийская Свободная Армия» удовлетворенно хмыкнула. Жалкие попытки оппортунистов обвинить Израиль в нанесении очередного удара «зашикали» и ливанская «Хезболла», и сирийская армия. Министр обороны Израиля на минувшей неделе, присутствуя на демонстрации средств связи и тактической разведки в центре оперативно-тактической подготовки сухопутных войск, высказался в том смысле, что «мало ли что и где грохает, все равно нам припишут», и пожал плечами. Правда, еще раз озвучил, что Израиль определил «красную черту» по отношению к Сирии, за которой начнет действовать. Как — не стал вдаваться в подробности.
А неделю назад как прорвало. «Сирийская Свободная Армия» начала делать недвусмысленные намеки на «вмешательство иностранного государства». СNN со ссылкой на Пентагон заявила, что именно Израиль атаковал с воздуха и уничтожил в Латакии склад с российскими ракетами земля-море «Яхонт». Британская «Сандей Таймс» уперлась, что удар был нанесён израильской подводной лодкой типа «Дельфин». Russia Today пошла еще дальше: мало того, что это сделали израильтяне, но еще и нанесены были удары якобы с турецкой военной базы. Источник — «исключительно этого телеканала и исключительно достоверный». Вот только так и непонятно: источник говорил о конкретном ударе или вообще о том, что Израиль когда-то в прошлом использовал турецкие базы для атак по Сирии. Турки опешили, и уже через час после публикации «сенсации» министр иностранных дел заявил, что речь идет о преднамеренной клевете, инсинуации, и сказал еще много нехороших слов... Турки так же дали понять, что ни один израильский самолет не пересекал и не приближался к воздушному пространству, значимому для Анкары.
Сирийскому новостному сайту «Аль-Хакика» вообще необходимо дать премию Пулитцера — за неделю редакция раскопала турецкий источник, поведавший, что некий полковник Аль-Курди, дезертировавший пару лет назад из ВМФ Сирии, через связного офицера турецкой разведки обратился к американскому военному атташе в Анкаре и «слил» последнему информацию о «Яхонтах». Источник, судя по всему, поразительно информирован о том, сколько раз встречались офицеры разведки и о чем конкретно шла между ними речь. И даже сколько раз и где Аль-Курди встречался с израильтянами. Трудно представить, что подобное имело место быть в действительности или могло быть в деталях рассказано журналистам. Во-первых, ни одна разведка не сдаст свои источники — даже союзникам. Во-вторых, было бы правдоподобнее, если бы сирийский дезертир прошел дебрифинг ЦРУ — о котором, соответственно, никто бы не узнал, а не встречался бы через посредников с военно-морским атташе американского посольства, который находится на виду. В-третьих, американцы, турки, да и сам дезертир должны быть очень неумными, выражаясь мягко, чтобы допустить подобную утечку в прессу.
Версия про использование турецких баз тоже не выдерживает критики: достаточно посмотреть на карту региона, чтобы понять, что никакие «базы подскока» в случае чего Израилю не нужны. Мало того, присутствие иностранных военных — и особенно серьезной техники — на территории третьей страны скрыть почти невозможно. А это, в свою очередь, увеличивает риски, связанные с потенциальными операциями. Подлодка? Теоретически возможно. Практически — слишком сложно. Сложнее, чем удар с воздуха. С большой долей уверенности можно сказать лишь, что удар был нанесён чисто. На съемке со спутника видно, что у склада крыша обвалилась внутрь, но стены устояли. В наличие также характерные небольшие воронки, однако, судя по всему, мощной детонации взрывных веществ не произошло. Близлежащие строения не пострадали. Однако вокруг — на достаточно большом удалении — были уничтожены или подорвались в результате вторичной детонации еще пять небольших бункеров. Подобный точечный удар действительно требует детальных разведданных, включая, например, информацию об устойчивости объекта атаки.
Из всего этого информационного шума внимания достойно лишь сообщение CNN. Сообщили по факту. Официальный Израиль, как и следовало ожидать, не признает, не отрицает и вообще не вступает в диалог на эту тему. Асад тоже молчит. И «Хезболла» молчит. И фактор психологического отрицания здесь совсем ни при чем. Действия и Асада, и Израиля в данном контексте исключительно рациональны.
Израиль не заинтересован быть стороной конфликта в гражданской войне в Сирии. Но — если верить сообщениям иностранной прессы — последовательно выбирает качественные цели, в основном системы вооружения, которые могут нарушить баланс сил, попади они в руки «Хезболлы». Заявления различных официальных лиц, что «Хезболла» якобы все равно не способна этим вооружением воспользоваться, сродни поведению страуса, засовывающего голову в песок. В 2006-м боевики «Хезболлы» чуть не потопили израильский ракетный крейсер китайской ракетой земля-море С-802. Не «Яхонт», конечно, но тоже не хило. Израильтяне — если это они несут ответственность — каждый раз перед подобным ударом должны задуматься, а как отреагирует Асад... Но пока нет конкретных фактов — радарных перехватов, например, — доказать, что за очередным ударом стоит Иерусалим, невозможно.
Асаду же выгодно — как это ни парадоксально — не обвинять Израиль. Прямое обвинение — это признание. Признание — необходимость действовать в соответствии с ранее данными обещаниями. А втягивать Израиль во внутренний конфликт, да еще и явно не на своей стороне, Асад совсем не хочет — чревато. Такая вот общность интересов. Так что психические механизмы защиты здесь действительно не играют никакой роли.
Единственной непонятной составляющей в ближневосточных тихих играх остается излишняя шумливость США. Каждая публикация такого рода — на основе информации от источников в Пентагоне — сужает и без того узкое пространство для маневра. Мало того, прямой конфликт между Израилем и Сирией полностью противоречит американским интересам в регионе. А это именно то, к чему ведет разговорчивость «источников из Пентагона». В этом контексте Асад пока играет рациональнее и мудрее, чем бравые американские парни.
[1] Асад — прямое значение слова на арабском «лев»
Фото ИТАР-ТАСС/ EPA