Ну и кто из нас «идиот»?
Мы тут с коллегами голову ломали – какой же это писатель? Потому что это даже не Салтыков-Щедрин.
Два года назад на Камчатке в мировом суде слушалось какое-то тривиальное дело. И ничем бы это дело не запомнилось, если бы гражданин Федорко не использовал во время прений слово «идиот». Выслушал в ответ замечание судьи, слово такое больше не употреблял, дело разобрали… Но история получила диковинное продолжение.
На Федорко написал рапорт пристав Иванов. Он блюл порядок в судебном заседании, и его слуху показалось оскорбительным упоминание «идиота». Пристав Иванов по собственной инициативе квалифицировал происшествие как «неуважение к суду и оскорбление участников судебного разбирательства (ч.1 ст.297 УК РФ)». И понеслась!
Естественно скоро (простите за каламбур) нашелся Скорик – доцент кафедры русского языка Камчатского госуниверситета. Данный доцент подтвердил догадки пристава Иванова насчет «идиота», и возникло на Камчатке целое уголовное дело. Два года шесть дознавателей расследовали этот «идиотизм»! 14 жалоб подал гражданин Федорко. Его аж шесть раз пытались насильно препроводить в суд (при этом так и не доставив в точности ни одного уведомления). Его хотели ссадить с самолета, в котором он не летел. Его объявили во всероссийский розыск, когда он был в командировке. Ему доставили еще двадцать повесток (на этот раз доставили).
И тогда Федорко решил играть по правилам, которые ему предложили защитники закона. Он написал объяснение, которое я позволю себе процитировать:
«Причиной, способствовавшей совершению мной этого преступления, явилось тлетворное влияние на меня романа Ф.М. Достоевского. Поэтому считаю своим долгом, как гражданина РФ, сообщить нашим доблестным защитникам правопорядка о лицах, способствовавших совершению мной этого преступления. Это уже указанный мной выше, ныне покойный Достоевский, царствие ему небесное. На основании изложенного прошу возбудить уголовное дело в отношении Достоевского Ф.М. как подстрекателя к совершению преступления».
Федорко шутил. Но стражи закона не шутили! За дело взялся сотрудник отдела судебных приставов по фамилии Ли. И в отношении тлетворного писателя Достоевского была проведена проверка! По признакам состава преступлений, предусмотренных ч.4 ст.33 (подстрекательство) и ч.1 ст.297 УК РФ (неуважение к суду). Проверка шла десять месяцев! И даже странно, что дело против Федора Михалыча не возбудили. Но тут уже следует процитировать и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела: «Учитывая, что Достоевский Ф.М. скончался 28.01.1881, а Федорко Е.Н. родился 19.11.1960 года, Достоевский Ф.М. не имел реальной возможности склонить Федорко Е.Н. к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом».
Я считаю, что господину Федорко просто повезло разминуться с классиком мировой литературы во временном отрезке. Иначе никак бы этот Федорко от ответа не ушел. И Достоевский не ушел бы тоже.
Но замечу попутно, что реабилитирован Федорко фактически не был. Ведь дело прекращено по нереабилитирующему обстоятельству – за давностью лет.
Фотография ИТАР-ТАСС