Предвыборный распил двери
До выборов мэра Москвы осталось три с половиной недели, а кампания уже окрасилась в зловещие тона. Сначала Генпрокуратура усматривает в финансировании кампании Навального зарубежный след и инициирует проверку, а потом полиция накрывает некий страшный притон, где хранят и куда по ночам привозят незаконные агитационные материалы. Замечательно, что атака на кандидата, являющегося, как ни крути, главным конкурентом власти на выборах — это признают и данные опроса лояльного ВЦИОМ, и даже Кремль в опубликованном на месяц раньше поздравлении Собянина с победой, — формально осуществляется с подачи не самой власти, а назначенной ею маргинальной оппозиции. О финансировании Навального из-за рубежа заговорил Жириновский, от партии которого на выборы мэра идет Михаил Дегтярев (сам он, видимо, без старшого не может и слова сказать). А о хранилище агитматериалов в полицию сообщил бдительный кандидат от «Справедливой России» Николай Левичев. При этом в истории про квартиру с листовками очень много странной и какой-то лишней информации. Дескать, сначала Левичев решил, что агитационные материалы изготавливаются в поддержку кандидата от «Яблока» Сергея Митрохина — мол, тот, кто Левичеву сообщал про квартиру, якобы увидел возле подъезда человека, похожего на активиста митрохинского предвыборного штаба. Теперь Левичев, убедившись, что в квартире были агитационные материалы за Навального, признает, что ему следует принести извинения Митрохину. (Понятное дело, далеко ему до закаленного в электоральных боях Жириновского, который сразу заявил, что даже если выяснится, что зарубежного финансирования в предвыборной кампании Навального нет, он приносить извинения не будет — на выборах, дескать, не извиняются.) Почему-то на место вызвали бригаду МЧС — вроде там был пожар. Но бригада задерживаться там не стала. Потом появились сообщения, что в указанной квартире якобы находятся нелегальные мигранты. А поскольку люди, находившиеся в квартире, открывать отказывались, полиция стала пытаться взломать дверь и в течение пяти часов ее распиливала.
При этом, как заметил депутат Думы Дмитрий Гудков, на место прибыло немало его бывших товарищей по партии, прямо-таки почти весь цвет «Справедливой России» — помимо Левичева, там оказались депутат Думы Александр Агеев, депутат Олег Пахолков, его помощник Дмитрий Носков, руководитель аппарата фракции и партии Руслан Татаринов, его заместитель Вячеслав Миляев, руководитель управления ренальной политики партии Валерий Степаненков и член ЦИК от «Справедливой России» Алла Алексеева. Сообщают, что Татаринов побил журналиста «Русской планеты» Павла Никулина (представители «Справедливой России» это отрицают). Не обошлось без репортеров «Life News». Левичева не смутило, что вызванная им полиция вторглась в квартиру и учинила там обыск без ордера. «Какого ордера? — недоумевал он в ответ на вопрос «Эха Москвы». — Они (люди, находящиеся в квартире) должны открывать дверь как добропорядочные граждане, которые не нарушают закон». При этом в качестве доказательства того, что в подозрительной квартире хранятся незаконные агитационные материалы, представители «Справедливой России» демонстрировали на камеру листовку, которая как раз была оплачена с избирательного счета Навального.
Левичев уже подал жалобу в Мосгоризбирком. И полиция проверяет его заявление о незаконных агитационных материалах. А четверых активистов, которых выпилили из квартиры, задержали и обвинили в якобы имевшем место неповиновении законным требованиям сотрудников полиции. Двоих из них, Романа Переверзева и Кирилла Андреева, приговорили к штрафу в тысячу рублей, а Олега Козловского и Василия Дровецкого, который снимал квартиру на Чистопрудном бульваре, — к административному аресту на 10 суток. Тем временем хозяйка квартиры подает в суд на полицию за взлом.
Штаб Навального официально заявил, что кандидат ведет свою предвыборную кампанию в строгом соответствии с избирательным законодательством, а задержанные активисты, выступающие как члены группы «Братья Навального», действуют совершенно независимо от штаба. Но, разумеется, при этом штаб выразил им сочувствие и поддержку и пообещал юридическую помощь. Сам кандидат написал в блоге, что вся история с квартирой является ответом на очередное расследование Навального, касающееся другой квартиры — принадлежащей дочери кандидата Собянина.
Выборы мэра Москвы можно рассматривать с двух точек зрения. Можно забыть, какая у нас власть и как она ведет себя по отношению к тем оппонентам, которые играют не по ее правилам. В таком случае все происходящее следует оценивать как неизбежные явления среднестатистической предвыборной борьбы: дебаты, агитация, нарушения, кандидаты следят друг за другом и указывают на нарушения друг друга. А можно вспомнить, что один из кандидатов приговорен к пяти годам лишения свободы по сфальсифицированному обвинению и что в этом контексте атаки на него с использованием государственных служб следует воспринимать если не как репрессии, то как что-то очень похожее. Впрочем, при любом из описанных взглядов на ситуацию распиливание двери в качестве реакции на сообщение о нарушении избирательного законодательства, а также вранье про пожар и нелегальных мигрантов должны рассматриваться однозначно.
Ситуацию по просьбе «Ежедневного журнала» комментирует сопредседатель совета движения «Защита прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц.
Следует ли считать агитационным материалом листовки, которые просто лежат в квартире?
Смотря что на этом материале изображено. Закон считает агитационной любую информацию, которая побуждает человека проголосовать за или против того или иного кандидата. Любые агитационные материалы на наших выборах должны содержать выходные данные. В законе четко описано, что должно быть указано, кем выпущены эти материалы, какая типография их выпустила и что они оплачены из средств избирательного фонда. Агитация на российских выборах осуществляется исключительно из средств избирательных фондов кандидатов. Соответственно, материалы, которые не содержат такого рода указаний или были изготовлены помимо избирательного фонда, незаконны. Для того чтобы привлечь кандидата к ответственности за материалы, которые оплачены помимо избирательного фонда, нужно установить связь между кандидатом и этими материалами, потому что не исключены различные провокации или инициативы граждан, а кандидат не может нести ответственность за то, что находится вне его сферы регулирования. Если связь установлена, рассматривается, сколько стоят выявленные материалы. В Избирательном кодексе Москвы содержится норма, согласно которой если обнаружены материалы, связанные с кандидатом и оплаченные помимо избирательного фонда, и их стоимость выше пяти процентов от предельной суммы избирательного фонда, предусмотренной в законе, регистрация этого кандидата по инициативе Мосгоризбиркома или оппонентов может быть отменена через суд. В Москве предельная сумма избирательного фонда составляет 200 миллионов рублей. Если этих материалов изъяли на 10 миллионов рублей и более, то можно говорить о том, что кандидат грубо нарушил избирательное законодательство, и крайней мерой воздействия на него должна быть отмена регистрации.
Но все-таки почему, если листовки еще нигде не висят на всеобщем обозрении, то есть еще никого не агитируют, факт их наличия все равно может являться основанием для их изъятия?
Задерживают же листовки, которые были незаконно изготовлены в типографии. Если на этих материалах содержатся признаки агитации и эта агитация не оплачена из средств избирательного фонда, то не надо ждать, пока эти материалы положат кому-нибудь в почтовый ящик. Уже сам факт изготовления таких материалов может говорить о том, что происходит приготовление к какому-то правонарушению. Другой вопрос, что квартира — частное жилище. Взлом двери, вторжение в квартиру — предмет отдельного разбирательства, я правомочности действий правоохранительных органов сейчас не касаюсь. Но если, например, будет выявлено, что где-то разложены материалы против Алексея Навального или за какого-то другого кандидата, дело государства — предотвращать незаконную деятельность. Как бы Левичева ни ругали — понятно, что у его действий есть политическая подоплека, — в мировой практике кандидаты наблюдают друг за другом, не дают жульничать, это нормально, это элемент политической борьбы на конкурентных выборах. Штабы должны держать удар, знать, как себя вести, предоставлять убедительные аргументы, доказывающие, почему данные материалы к ним не относятся.
Мосгоризбирком уже стыдит Навального публично, хотя связь между Навальным и изъятыми материалами еще вроде бы не установлена.
Процедура установления связи не всегда может быть в компетенции избирательной комиссии, она не может проводить расследований, поэтому зачастую привлекает правоохранительные органы, чтобы выяснить, где были изготовлены листовки, кто оплачивал, опросить участников, кто передавал, кто получал. При этом связь должна быть установлена безусловно — должно быть доказано, что листовки были изготовлены по приказу или с согласия Навального. Любые сомнения истолковываются в пользу кандидата. Поскольку поступили обращения в полицию и в Московскую избирательную комиссию, то наверняка, если учитывать пристрастное отношение правоохранительных органов к Навальному, они довольно быстро проведут соответствующие оперативные мероприятия для выявления лиц, изготовивших материалы, и ответа на вопрос, причастен ли к этому штаб кандидата или сам кандидат. Избирательное законодательство тоже побуждает правоохранительные органы действовать быстро. Если стоимость материалов не превышает 10 миллионов рублей, тогда возможны порицания, предупреждения кандидату, которые будут копиться, и все это может не очень хорошо сказываться на юридической ситуации кандидата на выборах.
Еще до истории с выявлением агитматериалов в квартире были заявления о том, что количество агитационных материалов за Навального превышает предел.
Очень сложно реально подсчитать количество материалов. Допустим, на листовке написано: «Изготовлено в количестве 100 000 экземпляров». Возможно, на самом деле, было двести тысяч, которые были оформлены как сто тысяч. Для этого нужно провести соответствующие оперативные мероприятия, запросить документы в типографиях, сличить договоры на распространение материалов с финансовыми отчетами кандидата. Например, в договоре сказано, что по почтовым ящикам москвичей нужно разложить два миллиона газет. А в финансовом отчете указан один миллион. Такие нестыковки могут говорить о том, что кандидат не все материалы декларирует, часть материалов печатается в серую. Но я что-то не вижу, чтобы в Москве было слишком уж много материалов агитации Навального или даже Собянина. В масштабах мегаполиса, столицы все происходит довольно скромно.