КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеУрок Беслана

5 СЕНТЯБРЯ 2013 г. АНТОН ОРЕХЪ

ИТАР-ТАСС


3 сентября было девять лет Бесланской трагедии. Пройдет еще всего два года – и те ребята, которые пошли в ту школу в тот роковой день в первый класс, должны были бы ее заканчивать. И эта некруглая дата будет символичнее любых юбилеев...

Беслан – страшная, возможно, самая страшная страница нашей современной истории. Но даже она как-то стала уходить на периферию сознания, стираться, превращаться в часть исторического календаря. Вот и телевидение обошло ее вниманием. И вдруг совершенно неожиданно я выяснил, что у моей дочери, которая сейчас пошла в третий класс, 3 сентября был урок, посвященный трагедии в Беслане!

Не уверен, что в прежние годы такие уроки были. Но в любом случае… и вот тут даже не знаю, как это сформулировать… не могу сказать, что было «приятно», но мне показалось очень правильным, что такой урок решили провести.

Однако тут же возникает вопрос: как проводить такие уроки? Как рассказать детям о трагедии, от которой у взрослого-то человека волосы дыбом становятся. Моя супруга, когда отвечала на вопросы дочери, в итоге расплакалась. Как это объяснить ребенку, в каких словах, с какими подробностями? Что он вообще сможет понять из этого, в свои девять лет, когда родители стараются по возможности оградить его от «чернухи» и тяжелых переживаний?

Наши учителя рассказали, что тоже очень боялись и долго думали, как подступиться к этой теме. Они хотели не просто говорить, но и показывать фотографии. И советовались с психологом, что можно в этом случае показывать детям, чтобы не вызвать полного шока. Посоветовались, выбрали – и все равно одной девочке стало плохо во время рассказа.

Это был очень тяжелый урок. Из которого дети, несмотря на все старания педагогов, поняли немногое. Они спрашивали, где все это случилось? Где этот Беслан? Это у нас в России? Кто-то решил, что на школу сбросили атомную бомбу! Спрашивали о каких-то совершенно бытовых вещах, вроде того, учатся ли в этой школе сейчас? В детских головах все это просто не укладывалось. И, конечно, невозможно в этом случае было объяснить им, почему произошла такая трагедия, какая война и во имя чего шла (да и продолжает идти) на Кавказе. Если даже взрослые не решаются сказать, кто виноват в том, что десятки детей погибли в Бесланской школе, то как понять это детям?

Да, наверное, им в любом случае еще рано такое понимать. Но я все равно считаю правильным, что урок про Беслан прошел в нашей школе. Что моя дочь, пусть и поняв далеко-далеко не всё, узнала, что однажды в далеком городе, который находится у нас в России, дети пошли в школу 1 сентября и больше не вернулись домой. И не закончат эту школу никогда – ни через два года, ни через сколько бы ни прошло лет потом.

Моя дочь родилась в том же 2004 году, как и почти все ее одноклассники. Пусть она и ее друзья знают и помнят о тех ребятах. А когда подрастут, им уже будет легче разобраться с тем, почему стало возможным то, что случилось в Беслане в том страшном сентябре.

На фото: Россия. Беслан. 3 сентября. Во время дня памяти жертв террористического акта в школе №1.

Фото ИТАР-ТАСС/ Владимир Мукагов

Версия для печати