Маленького человека не слышат
Людей, мировоззрение которых близко идеям пензенских затворников, можно встретить во многих русских монастырях, считает профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. "Это как раковая опухоль, она повсюду, такими тревогами заражены чуть ли не большинство монастырей, и паника идет из них - из Свято-Почаевской, из Святогорской лавры", — заявил отец Андрей в интервью "Российской газете".
По его словам, это, с одной стороны, "плоды богословского бескультурья — неумения работать с Библией, неумения переносить библейские истины в современный мир". "А с другой стороны, за всем этим — отсутствие у людей ощущения возможности влиять на историю. Ни в Церкви, ни в светском обществе сейчас нет каналов диалога и влияния на власть. Никакая власть — ни церковная, ни светская — маленького человека не слышит и своих действий ему не объясняет", — отметил диакон А. Кураев.
В результате у людей складывается ощущение "чего-то большого, бесчеловечного и враждебно-непонятного и формируется комплекс жертвы".
Отец Андрей также обратил внимание на то, что история с пензенскими затворниками "просто вышла наружу, а есть другие, оставшиеся втуне, но не менее драматические истории на эту тему, включая самоубийства".
"Люди продают свои квартиры, все бросают, работают в церковных лавках, устраиваются в монастырях "при старцах". Волна апокалиптических страхов переломала немалое количество судеб. Многие отказываются создавать семьи: какая семья! какие дети! старцы говорят: "Последние времена, Антихрист через год придет", — рассказал отец Андрей.
Он также считает, что истории с Пензой уделено избыточное внимание. "Все эти бесконечные кордоны, операции МЧС... Господи, если бы обычным жителям той же деревни да те же самые средства выделить, что ушли на охрану этих "закопанцев"! А их выход на свободу не такая уж великая победа. Они превратятся в героев, которых будут носить на руках из монастыря в монастырь, превращая их в знамя церковной опричнины", — добавил А. Кураев.