Совет да любовь
65 лет назад, 14 сентября 1943 года, постановлением Совета народных комиссаров был создан Совет по делам Русской православной церкви при Совете министров СССР, позднее переименованный в Совет по делам религий.
Начиная с 1918 г., вопросы, связанные с жизнью и деятельностью церкви, находились постоянно под бдительным наблюдением органов ВЧК – ГПУ – ОГПУ – НКВД СССР – НКГБ СССР – МГБ СССР. Однако в годы Великой Отечественной войны власти были вынуждены пойти на определенные послабления в отношении церкви — для консолидации общества. А также для того, чтобы отнять этот пиар-ход у немцев, которые, при полном одобрении населения, первым делом открывали на оккупированных территориях закрытые почти повсеместно храмы. Посему прямой надзор за церковью чекистов отменили, поставив между правительством и патриархом Совет, который и должен был осуществлять между ними связь. Отныне без согласования с Советом РПЦ не могла ни избрать патриарха, ни назначить епископа на епархию или клирика на храм, ни построить молитвенное здание.
В областях, краях, автономных и союзных республиках Совет по делам религий имел своих уполномоченных, которые наблюдали за правильным проведением в жизнь законов атеистического государства. Уполномоченные участвовали практически во всех церковных делах, вплоть до отбора кандидатов на поступление в духовные семинарии и снятия священнослужителей с регистрации. Они же следили за проповеднической деятельностью, выявляя «клеветнические измышления» о политике советского государства по отношению к религии.
Любопытно, что в последние года два оживилась дискуссия вокруг периодически возникающих идей воссоздать подобный орган. Конечно, по мнению сторонников такого решения, он ни в коем случае не должен напоминать былой совет, а должен просто более четко, чем в настоящее время, определять приоритеты и принципы государственно-конфессиональных отношений в нашей стране. На совет у всех свои виды: противники активной позиции церкви в обществе надеются с его помощью окоротить «разгулявшихся» православных. Страдающие от притеснений протестанты считают, что такой орган поможет эффективнее взаимодействовать с государственными структурами. А некоторые православные не прочь обзавестись подобным органом, ибо сами надеются стать теми чиновниками, которые и будут осуществлять это самое «взаимодействие». Однако официальная позиция Русской православной церкви до сих пор оставалась неизменной — патриарх Алексий II твердо выступает против воссоздания Совета по делам религий. Он неоднократно говорил, что считает нынешние отношения церкви и государства оптимальными.