НОВОСТИ

Хочу еще два года

5 НОЯБРЯ 2008 г. ГРИГОРИЙ ДУРНОВО

Наверное, главным пунктом первого обращения Дмитрия Медведева к Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года можно считать предложение увеличить сроки действия полномочий президента и Государственной Думы – до шести и пяти лет соответственно. Он объяснил необходимость в подобной, как он сказал, не реформе, а лишь корректировке Конституции, не затрагивающей сущности политических институтов, тем, что авторитет президента и Думы должен быть высок и у них должно быть время для осуществления своих высоких задач. (Глава Центризбиркома Владимир Чуров уже сказал, что избирательная система «полностью готова» к таким изменениям.) 

Второе предложение в рамках этой корректировки – расширение прав Федерального Собрания: Медведев считает, что к предметам ведения Думы следует отнести контрольные функции в отношении исполнительной власти, установив конституционную норму, обязывающую правительство России ежегодно отчитываться в Думе по итогам работы и вопросам, поставленным Думой. 

Медведев обратил внимание на то, что интересы пяти миллионов граждан России, принявших участие в федеральных парламентских выборах, не были учтены, поскольку партии, за которые они голосовали, в Думу не прошли. Президент решил, что эту несправедливость следует устранить, хотя барьер прохождения партий в Думу снижать он не собирается. Вывод: надо дать гарантии представительства малым партиям, набравшим от пяти до семи процентов голосов, щедро пожертвовав каждой из таких партий целый депутатский мандат или даже два. Это, конечно, замечательное поощрение, только, похоже, оно несколько запоздало, поскольку сейчас наблюдается ликвидация малых партий и их слияние с крупными: Аграрная партия влилась в «Единую Россию», Партия социальной справедливости – в «Справедливую Россию», а СПС, «Гражданская сила» и ДПР готовы объединиться в правый кремлевский проект.

 Кроме того, Медведев предложил отменить практику внесения партиями денежных залогов для участия в парламентских выборах и разрешить партиям, набравшим на предыдущих парламентских выборах больше пяти процентов голосов или имеющих фракции более чем в трети региональных парламентов, участвовать в выборах без сбора подписей (и вообще количество необходимых подписей следует поэтапно снижать). Должно быть также поэтапно снижено необходимое количество членов организаций, которое может образовать партию. Важное предложение касается изменения системы комплектования Совета Федерации: Медведев заявил, что региональные органы власти должны делегировать в верхнюю палату парламента только депутатов местных законодательных собраний. 

Представительные органы в регионах должны, по мнению Медведева, иметь возможность контролировать и устранять руководителей муниципалитетов, а сами – находиться под контролем региональных политических и общественных организаций, включая правозащитные, благотворительные и прочие. Кстати, президент отметил, что в Чечне и Ингушетии вообще нет органов местного самоуправления, но они обещали к октябрю 2009 года обеспечить их создание. 

Представители неправительственных организаций, члены Общественной палаты, должны, по мнению Медведева, участвовать в законотворчестве, касающемся здравоохранения, образования, собственности, поэтому необходимо внести изменения в регламенты Думы и Совета Федерации.

 Медведев, конечно же, говорил о приверженности демократическим институтам, о личных свободах, о недопустимости огосударствления промышленности и финансов и демонтажа демократических институтов, о социальных гарантиях, о том, что бюрократия не должна кошмарить (видимо, понравилось слово) бизнес, брать под контроль СМИ, вмешиваться в избирательный процесс, давить на суды, поскольку это ведет к росту коррупции (врага номер один) и массового правового нигилизма. Необходимо принимать законодательные антикоррупционные меры и совершенствовать демократические институты. Свобода слова, по мнению президента, должна быть обеспечена технологическими новациями, она должна присутствовать в интернете и цифровом телевидении, и чиновник не должен их цензурировать. А представленные в парламенте партии должны иметь гарантии освещения их работы в государственных СМИ. 

Что касается конкретных мер по борьбе с коррупцией, то Медведев отметил, что должны быть серьезно повышены требования к государственным и муниципальным служащим. «Речь идет о предоставлении дополнительных сведений о доходах и имуществе, в том числе принадлежащем членам их семьи. Достоверность декларируемых сведений будет тщательно проверяться вплоть до использования оперативно-розыскных возможностей. Государственные и муниципальные служащие обязаны соотносить свои действия с установленными правилами поведения. Их невыполнение должно влечь дисциплинарную, а в необходимых случаях административную и уголовную ответственность», – сказал он. Кроме того, «вводятся меры уголовного наказания за злоупотребления полномочиями лиц, которые исполняют управленческие функции в негосударственных организациях. Они будут соответствовать тем, что применяются к госслужащим. Вводится административная ответственность юридических лиц за передачу взятки от имени или в интересах юридического лица и имущественный контроль за лицами с особым правовым статусом, прежде всего – за судьями. Необходимо совершенствовать систему государственных органов, оптимизировать и конкретизировать их полномочия, а также обеспечивать конкуренцию и объективность при проведении конкурсов на заключение государственных и муниципальных контрактов.

Необходимо также, по мнению президента, сокращать количество федеральных органов и чиновников и выработать схему эффективного взаимодействия между федеральными и региональными органами власти, поскольку единой системы, предусмотренной Конституцией, пока в полной мере нет.

Начав с критики уходящей администрации США в связи с конфликтом в Грузии и экономическим кризисом, Медведев вернулся к внешнеполитической теме примерно в середине выступления. Он объявил, что если судить по «безудержному» расширению НАТО, окружению России военными базами, конструированию глобальной системы ПРО и другим «подаркам» России, «создается устойчивое впечатление, что нас испытывают на прочность». В гонку вооружений мы себя втянуть не дадим, сказал президент, но «не учитывать этого в оборонном строительстве не можем». Поэтому, во-первых, Медведев принял решение не снимать с боевого дежурства три ракетных полка дивизии, дислоцированной в Козельске, и не расформировать эту дивизию, как планировалось ранее; во-вторых, он решил развернуть в Калининградской области ракетный комплекс «Искандер» с использованием ресурса Военно-морского флота; в-третьих, с территории того же западного региона будет осуществляться радиоэлектронное подавление новых элементов американской системы ПРО. Мы-то всегда заявляли о приверженности диалогу, дипломатическому решению конфликтов, но нас не хотят слушать, так что мы вынуждены идти на эти меры, сказал Медведев.

«Мы не отступим на Кавказе», «мы преодолеем последствия мирового экономического кризиса и выйдем из него еще более сильными» – такие заявления сделал президент еще в начале выступления. (Кстати, если мы выйдем из кризиса, значит, в России он все-таки есть, и как же тогда быть с заявлениями премьер-министра о том, что кризиса в стране нет?) Говоря об экономической ситуации, Медведев призвал правительство и Центробанк пробить «финансовые тромбы», чтобы выделенные государством средства дошли до получателей, в первую очередь, до сельского хозяйства, строительства, машиностроения, оборонно-промышленного комплекса и малых предприятий. По словам президента, каждый рубль, выделенный правительством на поддержку российской финансовой системы, должен тратиться эффективно («а значит – с умом»).

Президент заявил о необходимости перехода на расчеты в рублях на международном рынке, прежде всего – в расчетах за нефть и газ. Конечная цель – сделать рубль одной из региональных валют. Кроме того, президент призвал стимулировать размещение новых эмиссионных ценных бумаг именно в рублях и желательно на российском рынке. До конца этого года надо принять пакет законов, формирующих нормативную базу для создания в России мирового финансового центра. Государство должно помогать компаниям использовать текущую ситуацию для выхода на новые рынки. «Мы будем продолжать процесс интеграции в мировую экономику. Но при этом нужно учиться сочетать использование имеющихся и открытие новых конкурентных преимуществ, а привлекая внешние ресурсы, эффективно защищать свои экономические интересы», – сказал Медведев.

Президент, разумеется, упомянул и о работе судов, и о том, что необходимо добиваться исполнения судебных решений и повышать ответственность за их неисполнение. Говоря о необходимости гуманизации закона и порядка его применения, Медведев сказал, что нужно быть сдержаннее в выборе меры пресечения в виде ареста и изоляции от общества. Надо сказать, что этот пассаж был встречен довольно жидкими аплодисментами. Медведев предложил публиковать решения судов в интернете, а контроль над действиями мировых судей передать на федеральный уровень. 

Президент отметил, что в Россию продолжает прибывать поток мигрантов, особенно из СНГ. Многие из них хотят получить российское гражданство, что похвально, но «получение гражданства должно стать доказательством их успешной интеграции в жизнь нашего общества и восприятия его культуры и традиций». И вообще «мы должны, прежде всего, сохранять баланс на рынке труда и обеспечивать интересы российских граждан» (этот пассаж был встречен бурными аплодисментами).

Довольно много Медведев сказал о школьном образовании. Надо заметить, что о воспитании патриотизма в связи со школой президент не сказал ничего (он и вообще за время выступления довольно мало об этом говорил и признал возможность самого критического взгляда на историческое прошлое и далеко не идеальное настоящее страны, хотя и начал с поздравления всех с Днем национального единства и поминал великий народ). Среди главных целей так называемой инициативы «Наша новая школа»: создание возможностей для учеников раскрыть свои способности в высокотехнологичном и конкурентном мире, появление нового поколения стандартов; создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей; создание системы моральных и материальных стимулов для сохранения учителей в школах и повышения их квалификации, а также появление нового поколения учителей, причем не обязательно с педагогическим образованием; изменение облика школ, как по форме, так и по содержанию – школа не имеет права быть ветхой, поэтому необходимы новые формы проектирования зданий и кабинетов; и, наконец, обеспечение здоровья школьника с индивидуальным подходом к каждому, минимизирующим риски. Говоря о здоровье, Медведев вскользь отметил, что к перегруженной школьной программе уже есть много вопросов. Ну и, конечно, очередная инициатива по части объявления очередного года годом чего-то: 2008 стал годом семьи (и мы знаем, чем он ознаменовался), 2009 год будет годом молодежи, а 2010, как мы узнали из президентского обращения, станет годом учителя.

Медведев заметил, что обязательное медицинское страхование так и не стало действовать, а добровольное страхование развивается медленно, поэтому надо его внедрять поэтапно, одновременно повышая ответственность врачей.

Президент пообещал повысить пенсии тем, кто частично зарабатывал  в советский период. Кроме того, вообще пенсионные тарифы должны быть повышены до европейского стандарта – и поскольку это связано с повышением расходов работодателей, правительство должно решить, как компенсировать эти расходы бизнесу.

Вообще Россия, по мнению Медведева, должна быть на переднем крае, занимать лидирующие позиции в науке, образовании, искусстве, иметь в качестве приоритета производство, а в дальнейшем и экспорт знаний и новых технологий, вкладываться в «четыре И» – институты, инвестиции, инфраструктуру, инновации (это соответствует концепции развития экономики до 2020 года), точнее в «пять И» – Медведев добавил в этот список еще и интеллект.

Версия для печати