Он Ленина видел
Следует признать, что Муратов задавал Медведеву не самые легкие вопросы. Начал он с одного из самых актуальных — выборов в Сочи. Президент заявил, что «пока» не знает о том, «кого и как снимали» на этих выборах (что же он читает в своем интернете, спрашивается), и порадовался, что там происходит «полноценная политическая схватка». «Чем больше таких ярких событий — тем лучше для избирательной системы, для демократии в стране», — сказал Медведев. А снимают, мол, кандидатов везде.
Немало было президентом сказано всяких красивых и славных слов о демократии, о гражданском обществе (15 апреля, в день выхода интервью, Медведев проводит Совет по развитию гражданских институтов и правам человека), об общественном договоре (который, оказывается, корнями уходит в нашу Конституцию), о контроле над бюрократией (президент очень радовался по поводу обнародования чиновниками своих доходов), о независимости судов. Муратов задал Медведеву вопрос о втором процессе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, и тот заявил, что «для государственных служащих и для президента никакой предсказуемости в любом судебном процессе» «нет и быть не должно». Медведев говорил о том, что не собирается вступать в «Единую Россию», что над интернетом вряд ли кто-то будет устанавливать контроль, что демократия – категория наднациональная.
Говорил президент и о благотворительности, похвалив соответствующий проект Сбербанка с платежными картами, отправляющими на благотворительность какой-то процент от любых расходов.
В некоторых случаях казалось, что Муратов не берет интервью, а делится с президентом опытом или рассказывает о чем-то, ожидая реакции. Медведев похвалил идею «Новой газеты» и Комитета солдатских матерей раздавать солдатам мобильные телефоны, что позволило снизить количество случаев дедовщины. Историю о том, как в кабардино-балкарском городе Майский проложили дороги и вывезли мусор из-за слуха о том, что там живет бабушка Медведева, президент воспринял как должное или просто не придал ей значения, начав гадать, откуда такая информация могла взяться.
Вспомним, что обращение Медведева к Федеральному собранию содержало тоже немало смелых, гуманистических и демократичных заявлений, но свелось к продлению срока действия полномочий президента и Думы. Должно ли интервью Медведева свидетельствовать о каких-то существенных изменениях в политике, пока, видимо, судить рано. Но важно отметить, например, и то, что его предшественник и нынешний премьер никаких интервью «Новой газете» и другим критиковавшим его СМИ не давал.