Задушим в объятьях
В начале года епископ Пермский и Соликамский Иринарх написал открытое письмо, где яростно заклеймил толерантность, которая, на его взгляд, противоположна и свободе совести и любви. Толерантен — значит готов мириться со всякой гадостью и тем самым наносить урон российской государственности. Между тем, наши нравственные и культурные традиции предполагают культивирование "любви к Богу и любви к ближнему, сострадания и товарищеской взаимопомощи, миролюбия и других добродетелей" — толерантностью тут и не пахнет.
В синодальном Отделе по взаимоотношениям Церкви и общества подумали и тоже сочли, что от западного термина "толерантность" следует отказаться в пользу традиционного для России понятия "веротерпимость".
"Если говорить о толерантности, то мне очень хотелось бы прежде всего поставить вопросы: чем наполняется этот термин? И стоит ли нам употреблять западный термин, имеющий определенную официальную интерпретацию, в ущерб хорошим русским терминам? Ведь есть очень хороший русский термин "веротерпимость", он употреблен, например, в указе императора Николая II от 1905 года "Об укреплении начал веротерпимости", — заявил протоиерей Всеволод Чаплин, глава отдела, отвечая на вопросы в ходе встречи со студентами в Москве.
Признавая, что понятие, которое обычно обозначает толерантность, более широкое, чем веротерпимость, священник предлагает "придумать свои термины со своим содержанием, избегая того, достаточно спорного, содержания, которое имеет слово "толерантность".
Как и владыка Иринарх, отец Всеволод полагает, что "толерантность" заставляет людей соглашаться с тем, что почитается ими безнравственным. Он убежден, что люди должны с уважением относиться к культуре другого человека, к его этническим особенностям, к его убеждениям, но, "при всем уважении, мы можем давать оценку убеждениям, поведению другого человека, мы должны иметь право высказывать свою точку зрения о том, что такое хорошо и что такое плохо". Но кто лишает отца Всеволода этого права? Уж никак не толерантность, которая предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон. Если взять, например, сегодняшние отношения православных с католиками, то мы увидим плоды именно что толерантности: готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. А вот с протестантами другой коленкор (их в России побольше будет, чем католиков, и с каждым годом численность только растет), и владыка Иринарх прямо говорит: призывы к толерантности — это все протестантская ересь. Так что как ни назови — что толерантность, что веротерпимость, — дело упирается не в слова, а в интересы, которые за ними стоят. Например, чему учить детей — толерантности или Основам православной культуры?