Президент обиделся
После того, как директор Правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов выступил на пресс-конференции с резким заявлением, в котором обвинил президента Чечни Рамзана Кадырова в убийстве Натальи Эстемировой, ему позвонил некто, назвавшийся Рамзаном Кадыровым, и сказал: «Вы не правы, что обвиняете меня в убийстве Натальи Эстемировой. И вам будет стыдно, когда это окажется неправдой. Вы не прокурор и не следствие, чтобы делать такие заявления».
В эфире радио «Свобода» Орлов сказал, что сначала не поверил, что ему звонит Кадыров, однако оказалось, что это правда он. Человек, представившийся Кадыровым, заявил, что Эстемирова не представляла для него никакой опасности и никаких неприятностей не доставляла. Орлов ответил на это, что знает, какие отношения были у Эстемировой с президентом, когда тот уволил ее из общественного совета по правам человека при мэрии Грозного, и как президент с ней разговаривал. Собеседник ответил: «Да, я ее уволил, и это ей большой минус как правозащитнице. И этот совет я распустил за ненадобностью». Орлов заявил, что готов отвечать за свои слова о виновности Кадырова в убийстве Эстемировой, поскольку президент несет ответственность за все, что происходит в его республике. На это был ответ, что хоть он и президент, но силовые ведомства ему не подчиняются напрямую. Впрочем, сразу же собеседник добавил, что, возможно, именно как президент он все же несет ответственность за происходящее. Орлов посоветовал Кадырову посмотреть последние дела, которыми занималась Эстемирова, и постараться понять, кому могла быть выгодна ее смерть, поскольку часть дел касалась незаконных действиях, в том числе силовых структур республиканского подчинения. Кроме того, Орлов сказал, что после убийства Эстемировой «Мемориал» больше не может работать в Чечне. На это было отвечено, что, мол, нельзя, чтобы люди покидали родину.
Позднее выяснилось, что Кадыров подает на Орлова в суд за оскорбление чести и достоинства, а также заявление в ГУВД Москвы по факту клеветы. Орлов заявил, что готов отвечать за свои слова в суде.
17 июля Правозащитный центр «Мемориал» принял решение о временном прекращении деятельности грозненского подразделения. На это откликнулся уполномоченный по правам человека президента Чечни Нурди Нухажиев, который заявил, что это единоличное решение руководителя ПЦ «Мемориал» Олега Орлова и что сотрудники грозненского подразделения, этнические чеченцы, присягу на верность ему не приносили и будут заниматься, чем занимались. Великодушный Нухажиев предложил им перейти работать в свой аппарат. Он же осмелился заявить, что покойная Эстемирова не одобрила бы решение о временном прекращении деятельности. Отметим, что именно Нухажиев передал «Мемориалу», что Рамзан Кадыров недоволен тем, что правозащитным центром (благодаря Эстемировой) была обнародована информация о публичной казни в селе Ахкинчу-Борзой. Уж наверно, под его руководством никто себе не позволяет выносить на общий суд подобную информацию.
Тем временем, «Коммерсантъ» 17 июля обнародовал мнение следствия о том, как была убита Наталья Эстемирова. По версии Следственного комитета при прокуратуре, похитители сначала не собирались убивать ее. Однако на трассе, по которой они следовали, в районе села Гази-Юрт была обстреляна машина, в которой находились сотрудники ингушской службы судебных приставов и сотрудница ингушского министерства экономики. Один из приставов, Бекхан Евлоев, был убит, и через несколько минут после обстрела на месте оказался патруль и блокировал трассу. По мнению следствия, похитители решили, что это облава на них, после чего свернули с трассы на проселочную дорогу и застрелили Эстемирову. Кроме того, предполагается, что к этому моменту похитители пересели с машины ВАЗ-2107, которую заметили очевидцы похищения в Грозном, на внедорожник.