Религиозная политика — от свободы к идеологии?
В Институте религии и права на прошлой неделе состоялся круглый стол «Религиозная политика в России: от свободы совести к обязательной государственной идеологии?». Кроме института инициатором мероприятия стало Общественное движение за светское и демократическое государство. В нем приняли участие представители целого ряда христианских церквей – православные, старообрядцы, протестанты, а также эксперты и ученые из различных вузов и научных институтов.
Собравшихся в первую очередь интересовали три вопроса: введение в школы обязательного предмета по основам религиозной культуры и в армию — военного духовенства, а также продолжающиеся протесты против присутствия сектоведов во главе с Дворкиным в Совете при Минюсте РФ. Главным защитником Совета стал его член — руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев. Совет, по его словам, ничего еще толком не сделал, успел лишь признать изидов религиозной организацией, так что нападки на него можно списать на предвзятое отношение. Но с Романом Силантьевым мало кто согласен: за Александром Дворкиным тянется такой шлейф "антисектантских побед", что "нетитульным" религиозным организациям трудно поверить в его благие намерения и готовность руководствоваться в работе объективными критериями.
Что же касается двух первых пунктов, то большинство экспертов сошлись на том, что общественная дискуссия по этим вопросам отнюдь не закончена. Данный проект ущемляет права религиозных меньшинств, он не консолидирует, а раскалывает общество по религиозному признаку, а РПЦ на самом деле преследует миссионерские, а не просветительские и воспитательные цели — вот аргументы большинства выступавших, уже не раз звучавшие в обществе.
Неожиданно выступил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества отец Всеволод Чаплин, подчеркнувший, что каждая «мировоззренческая группа» имеет право реализовывать свои духовные потребности в таких институтах, как школа и армия, но идеологического диктата какого-либо мировоззрения быть не должно. С другой стороны, по его словам, пора покончить со «скептическим взглядом» на религию в образовательных учреждениях. О. Всеволод признал, что «некоторые религиозные меньшинства были забыты» при подготовке президентских указаний и даже обещал от имени РПЦ помощь этим религиозным группам, отметив, впрочем, что присутствие разных «мировоззренческих групп» в школе, армии и СМИ должно быть «адекватным», то есть должно соответствовать месту этой группы в реальной жизни. Более того, глава Синодального отдела не стал отрицать, что бывали «прискорбные случаи атак против религиозных меньшинств» и часто бывала «виновата православная сторона».