НОВОСТИ

Траур с захватом

20 ЯНВАРЯ 2010 г. ГРИГОРИЙ ДУРНОВО
19 января в Москве была осуществлена попытка провести пикеты памяти убитых год назад адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой. Первоначально организаторы (антифашистский «Комитет 19 января», правозащитники) планировали пройти шествием (оно должно было называться «Шествием против нацистского террора»), однако оно не было санкционировано московскими властями, причем под тем предлогом, что заявление было подано не в должный срок. Однако здесь власти, безусловно, лукавили: если бы организаторы попытались подать заявку в должный срок (то есть не раньше чем за 15 и не позже чем за 10 дней до проведения мероприятия), то они наткнулись бы на закрытые двери — с 4 по 9 января никто в администрации и не думал работать. Предвидя это, организаторы подали заявку еще 24 декабря. А ответ с отказом был получен только 12 января.
Позднее, однако, организаторам удалось договориться о проведении двух пикетов — одного в начале Петровского бульвара, другого на Чистопрудном у памятника Грибоедову. При этом организаторы рассчитывали все же пройти от одного места до другого шествием, заручившись поддержкой уполномоченного по правам человека при президенте Владимира Лукина, которому, как рассказывал руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев, администрация президента пообещала «закрыть глаза» на эту акцию. Однако в течение дня 19 января московские власти подчеркивали, что шествие никто не разрешал, и Пономарев ожидал препятствий.
Началось все с нелепости: почему-то большая часть милиции (и возможных участников пикета) к началу первого пикета находилась не на Петровском бульваре, а на Страстном возле памятника Высоцкому. Позднее, народ собрался на Петровском (точное число неизвестно: милиция говорит, что их было 300, очевидцы называют числа от 500 до 700, а корреспондент «Газеты.Ру» — от полутора до трех тысяч), и милиция подтянулась (как сообщают в блогах со ссылкой на руководителя движения «Гражданское содействие» Светлану Ганнушкину, на Петровский пускали крайне медленно, хоть и без металлоискателей). Встав в ряды на аллее, люди растянули по длине колонны два плаката (один из них цитировал Маяковского: «Когда перед тобою встают фашисты, обезоруженным не окажись ты») и намеревались идти в сторону Чистопрудного (те, кто стоял впереди, держали портреты Маркелова и Бабуровой и других жертв громких политических убийств недавнего времени). Милиционеры стали требовать, чтобы собравшиеся свернули плакаты и проходили группами по пятьдесят человек (сначала даже звучало «по пять»). Наконец, толпе неожиданно удалось прорвать милицейский заслон, и люди пошли по бульвару, скандируя лозунги. Однако в конце бульвара их уже ждала милиция и отряды специального назначения (так называемые «космонавты»). Они ринулись на толпу и задержали около 30 человек (среди них член Совета при президенте по содействию развитию гражданского общества и правам человека Сергей Кривенко, лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов, правозащитник Александр Мнацаканян, антифашисты, нацболы). После некоторой неразберихи оставшиеся свернули плакаты, и им было разрешено двинуться дальше (судя по тому, что позднее говорил глава партии «Яблоко» Сергей Митрохин, этого удалось добиться опять же благодаря переговорам через Владимира Лукина).
Далее люди беспрепятственно и даже в состоянии некоторой эйфории добрались до памятника Грибоедову. Стало известно, что туда не пропустили машину со звукоусилительной техникой, однако позднее у организаторов появился громкоговоритель, и неназвавшийся члены «Комитета 19 января» начал читать манифест и рассказывать о Маркелове. Формально это мероприятие было заявлено как пикет, но поскольку четкой формальной договоренности обо всех деталях у организаторов с властями так и не было, а администрация президента пообещала «закрыть глаза» на то, что будет говориться, участники посчитали себя вправе выступить. Они заранее оговорили, что не будут провозглашать никаких политических лозунгов. Организаторы планировали показать на Чистых прудах видео, посвященное убитым, но это им тоже не разрешили сделать. Тем не менее, посреди выступления антифашиста милиционер отобрал у него текст и мегафон. Возмущенные люди двинулись по бульвару, а милиция вновь начала задерживать людей. Здесь были взяты 22 человека. Часть людей стала кидаться снежками в милиционеров, те в ответ распыляли перцовый газ (правда, не все очевидцы это подтверждают, равно как и то, что милиция стреляла в воздух). В ходе этой беспорядочной погони была сбита с ног женщина с маленьким ребенком. Как рассказывают очевидцы, во время задержания одного из участников акции кто-то ударил милиционера. Другие, правда, утверждают, что был распылен баллончик в лицо «космонавту». Милиция требовала, чтобы люди вернулись к месту проведения акции. От милиции пытались защищаться металлическими заграждениями. Вскоре народ скопился возле памятника, а милиция уже требовала, чтобы они разошлись. Затем Лев Пономарев объявил в мегафон, что он договорился с главой московского ОМОНа генералом Вячеславом Козловым: если собравшиеся разойдутся, все задержанные на Читых прудах будут немедленно отпущены. Поначалу многие собравшиеся не соглашались с этим, требовали, чтобы сначала были отпущены задержанные, причем не только на Чистых прудах, но и на Петровском, уже доставленные в ОВД «Тверской». Тем не менее, Пономареву и Сергею Митрохину удалось убедить собравшихся разойтись. Они, а также председатель совета Правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов, член Объединенного демократического движения «Солидарность» Михаил Шнейдер, один из организаторов митинга Кирилл Медведев и еще несколько человек остались, чтобы проследить, сдержит ли генерал слово (Митрохин добавил, что при поддержке Лукина они будут добиваться освобождения и других задержанных). И генерал слово сдержал (при этом задержанных уже везли в автобусе по Олимпийскому проспекту, и Козлов распорядился его развернуть). Позднее были отпущены и те, кто находился в «Тверском».
А сайт «Комитета 19 января» во время всех этих беспорядков прекратил работу. Накануне он уже подвергался хакерской атаке.
В Екатеринбурге участникам акции памяти Маркелова и Бабуровой тоже удалось пройти шествием, но малочисленным, их было около 20 человек. Задержанных и провокаций не было.
Версия для печати