Еще двадцать пять
Янукович оказался покладистым: срок пребывания Черноморского флота России в Севастополе продлен на 25 лет. Срок действия нынешнего договора истекает в 2017, то есть флот останется на территории Украины до 2042 года. России удалось добиться этого в обмен на согласие продавать Киеву газ с 30-процентной скидкой.
Новый президент Украины заявил, что, подписав соответствующие соглашения, они с Дмитрием Медведевым «открыли новую страницу в отношениях Украины и России». Благодаря 30-процентной скидке, Украина получит в ближайшие десять лет «реальный инвестиционный ресурс общим объемом около 40 миллиардов долларов». Медведев пояснил, что скидка на газ «будет учитываться в арендной плате за пребывание нашего флота в Севастополе», то есть именно на 30% будет увеличена ставка арендной платы. Между прочим, положение о скидке включено в само соглашение о Черноморском флоте — таким образом Россия, как пишет «Коммерсантъ», постаралась обезопасить себя от ситуации, если Киев вдруг не станет ратифицировать соглашение или денонсирует его.
А скандал уже разразился. Сторонники бывшего президента Украины Виктора Ющенко считают Януковича предателем и холопом России и грозят ему импичментом. Бывший премьер Юлия Тимошенко хочет созвать внеочередную сессию Верховной Рады для обсуждения новых соглашений и призывает граждан собраться 24 апреля у здания парламента, чтобы выразить свой протест. Дума же планирует уже 27 апреля ратифицировать договор.
В новом соглашении о флоте, как, впрочем, и в пока еще действующем, есть пункт о возможности продления срока пребывания флота каждые пять лет. То, что Черноморский флот останется в Севастополе до 2042 года, по мнению Медведева, «создаст лучшие гарантии европейской безопасности в причерноморском бассейне», что можно рассматривать в контексте президентского плана о европейской безопасности.
«Коммерсантъ» напоминает, что государства, на территории которых имеются иностранные военные базы, не могут стать членами НАТО. Янукович, судя по всему, движется в сторону от альянса — не так давно он упразднил Комиссию по интеграции страны в НАТО и Национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции. В альянсе на это реагируют спокойно, по крайней мере, внешне, объясняя, что НАТО никого не принуждает к вступлению и это дело каждого государства, присоединяться к альянсу или нет.