НОВОСТИ

Стукнуть по столу

Международное общество «Мемориал» обратилось к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой назначить проверку качества расследования Главной военной прокуратурой (ГВП) дела о расстреле в Катыни. В письме, опубликованном в «Новой газете», отмечается, что заявления ГВП фактически противоречат и подрывают доверие к заявлениям российского руководства. В то время как и Медведев, и даже премьер Владимир Путин официально признают расстрел в Катыни преступлением сталинского режима, прокуратура продолжает утверждать, что у нее нет материалов, доказывающих, что к каждому польскому военнопленному, убитому в Катыни, были применены «меры государственного принуждения». Сотрудники «Мемориала» заявляют, что, напротив, существует целый комплекс официальных материалов, включающий «советские архивные документы, ставшие известными в начале 1990-х гг., в том числе составленные НКВД СССР в 1940 г. поименные списки военнопленных, многие из которых были опознаны в 1943 и 1991 гг. в ходе эксгумаций в местах захоронения в Катынском лесу, около села Медное под Тверью и на окраине Харькова».

«Мемориал» настаивает на том, что для окончательного разрешения катынской проблемы необходимо признать всех расстрелянных в Катыни поляков поименно жертвами политических репрессий, однако ГВП по-прежнему пытается доказать, что для этого нет оснований. Ответственными за преступление следователи военной прокуратуры называют неких неизвестных должностных лиц НКВД (их имена были засекречены одновременно с прекращением дела в 2004 году), которые якобы превысили свои властные полномочия. Это означает, что прокуратура исключает из числа соучастников преступления высшее партийно-государственное руководство СССР, то есть Сталина, Молотова и других деятелей, давших санкцию на расстрел. И это при том, что документ за подписью членов Политбюро уже давно известен (и имеется в материалах дела!), а в апреле этого года он был опубликован на сайте Федерального архивного агентства.

Сотрудники международного общества считают, что прокуратура просто не изучила все имеющиеся доказательства дела и даже не выполнила «одну из основных задач расследования любого уголовного дела, а именно задачу установления полного персонального состава потерпевших».

«Мемориал» требует возобновления дела. Между тем ГВП заявляет, что возобновления быть не может, поскольку истек десятилетний срок давности. Поэтому «Мемориал» и призывает президента дать указание генпрокурору, чтобы тот проверил, как ГВП расследовала дело, а также, возможно, все-таки возобновил расследование.

Версия для печати