В начале была… картинка. Но и до слов дошло
Вид чиновника со свечой, стоящего на службе в храме, уже давно никого не удивляет. «Подсвечники», как прозвали их в народе, замелькали на экранах телевизоров задолго до того, как патриарх Алексий II принял участие в процедуре инаугурации Бориса Ельцина в 1996 году. По этому поводу много язвили: вот, мол, вчерашние коммунисты, и вдруг все, как по заказу, стали верующими. Но постепенно привыкли и смирились — стоят себе, ну и пусть стоят. Тем более что чем дальше, тем становилось яснее: прошли те времена, когда патриарх провозглашал, что православие не должно становиться государственной религией, ибо государственная религия — это палка, а палка, чуть что, разлетается в щепки. Церковь готова активно включиться в создание государственности и стать поставщиком идеологии, а государство, так и не сумевшее сформулировать внятные цели своего дальнейшего существования, готово ее посильную помощь принять.
До поры до времени, впрочем, государевы люди свидетельствовали с телеэкранов о своей опоре на Церковь бессловесно: вот этим своим иногда угрюмо-важным, иногда скучающим видом под сводами храмов. Нет, с высоких трибун периодически произносились торжественные слова о православной духовности как основе российской жизни, но то была теория… Теперь, видно, пришло время практики.
В минувшие выходные по каналу «Россия» прошел сюжет, свидетельствующий о том, что телевидение вовсю включается в православную пропаганду и агитацию. То ли с самого верху пришло указание «поднажать», то ли здоровая конкуренция с православным телеканалом «Спас» подхлестывает. И действительно нехорошо получается: на «Спасе» они там, видите ли, все православные, а другие что, хуже, что ли? Как бы там ни было, в субботнем выпуске «Вестей» нам была показана трогательная история о том, как в Красногорском отделении ГАИ без батюшки теперь не делают буквально ни шагу. Перед выходом на смену — обязательный молебен и окропление святой водой. Затем краткая инструкция о любви к ближнему. В кабинете начальника ГАИ повесили икону — в красный угол, уточнили в репортаже. И надо же быть такому совпадению: именно в тот день, когда телевизионщики приехали снимать сюжет. (Светское государство? Конституция? — Да, Господи, кто об этом помнит.) Теперь любой автоинспектор может прийти и помолиться (так и представляю себе картину, как в разгар совещания кто-нибудь вламывается в кабинет начальника помолиться: мол, на дело едем). «Сотрудникам ГИБДД приходится сталкиваться с такими неординарными ситуациями, что и с собой-то сложно справиться бывает. И вот тогда-то сила, которая укрепляет их дух, разум, помогает в борьбе с преступностью», — немного запинаясь, произнес гаишный начальник Красногорского района.
Какая сила, пока еще трудно выговаривается, но ничего, со временем сноровка придет. А страшные преступники, которые рыщут по российским дорогам — то скорость превысят, то сплошную линию пересекут — будут отловлены и усмирены. Вот только вопрос: помогут ли батюшки «справиться с собой» в деле беззастенчивого мздоимства или все закончится тем, что они очень скоро начнут делить этот грех со своими подопечными?