Музыка без аппаратуры
По разным оценкам, от полутора до пяти тысяч человек пришли22 августа на Пушкинскую площадь в Москве на митинг в защиту Химкинского леса.Милиция, правда, считает, что пришли всего 800 человек. Во всяком случае, всепространство от памятника Пушкину до кинотеатра «Пушкинский» было заполненонародом. Вокруг стояла масса автобусов с ОМОНом, были и два агитационныхавтобуса движения «Наши», которые звали всех вместо того, чтобы митинговать,ехать в Химки на субботник (какой в нем смысл, если лес будут вырубать, неясно),после чего и уехали. Кстати, с акцией «Наших» вышел презабавнейший казус: 21августа, то есть за день до митинга на Пушкинской, канал «Россия» сообщил о том, что«Наши» уже поехали в Химки на субботник (что вроде как даже логично — субботаже была), что, мол, по их мнению, куда осмысленнее, чем рок-концерт, который,по словам ведущего новостной программы, уже прошел на Пушкинской площади. Такимобразом, зрителям было рассказано о грядущем как об уже свершившемся.
Организаторы действительно планировали, что в митинге примутучастие музыканты, поэтому в объявлениях он назывался митингом-концертом. Вответ московские власти стали заявлять, что собственно концерт они проводить неразрешали. Организаторы же заметили на это, что петь музыкантам все равно никтозапретить не сможет.
В результате звукоусиливающую аппаратуру на митинг пронестине удалось. Формальная причина — грязные номера у автомобиля, который ееперевозил. (Автомобилям с аппаратурой, кстати, вообще пытались не дать доехатьдо площади: за несколько часов до начала мероприятия, несколько мотоциклистов вчерной форме с закрытыми лицами окружило две «Газели» со звуковой техникой ислегка пробили железными прутьями шины.) Таким образом, не все музыканты изтех, кто планировал выступить на митинге, смогли это сделать. В частности,группа «Вежливый отказ» ждала два часа у турникетов, но так ничего и недобилась — им не дали пройти с инструментами. Заявленные в программе митингаАлександр Ф. Скляр и Сергей Галанин на Пушкинскую не пришли. Юрию Шевчуку, напротив, удалось пройти с гитарой, и в самом начале мероприятия он пел вообщебез всякого звукоусиления. Те, кто стоял неподалеку, охотно подпевали. Позднеевсе же на митинг была пропущена «Газель» с материалом для сбора сцены. Послетого, как сцена была смонтирована, перед собравшимися с речами выступили лидерДвижения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова, критик Артемий Троицкий,активист Левого фронта Сергей Удальцов, депутат Думы Антон Беляков, лидергруппы «Телевизор» Михаил Борзыкин, актер Владимир Федоров; с песнями выступили Шевчук (вновь; подконец он сорвал голос), Екатерина Гордон и группа «Барто». На этот раз вкачестве звукоусилителя использовался мегафон, и он оказался участникомскандала. В какой-то момент на сцене появился человек, заявивший, что это онпринес мегафон, узнав, что у организаторов мегафон не работает. После этогочеловек сообщил, что его зовут Владимир Ермолаев и что он член Движения противнелегальной иммиграции. На этом его выступление закончилось, стоявшие рядомубрали его со сцены. При этом стоит отметить, что мегафон ему не вернули, импродолжали пользоваться в течение митинга.
Никто из участников митинга задержан не был. Однако еще доего начала милиция задержала заявителей митинга — активиста движения«Солидарность» Михаила Шнейдера и лидера движения «За права человека» ЛьваПономарева, а также члена бюро политсовета «Солидарности» Бориса Немцова.Немцов и Шнейдер были задержаны днем 22 августа, когда, проведя митинг в честьДня российского флага у памятного знака на пересечении Нового Арбата и Садовогокольца, они вместе с другими собравшимися двинулись по Новому Арбату. Митингбыл властями разрешен, а шествие с флагом (в День флага!) уже нет. Пономарев вдневном митинге участия не принимал, но похоже, что властям нужно былообязательно под каким-нибудь предлогом задержать заявителей митинга вечернего(тем не менее, митинг состоялся) — правозащитник был задержан за час до началамероприятия на Пушкинской площади. Замечательно иезуитским выглядит заявлениеруководителя управления информации ГУВД Москвы Виктора Бирюкова: дескать,Немцов и Шнейдер «специально устроили эту провокацию, чтобы быть задержаннымиперед митингом на Пушкинской площади». Мол, они предполагали, что митинг взащиту леса будет сорван.
Пономарева, Немцова и Шнейдера продержали под стражей до ночи. Междутем, мероприятие на Пушкинской площади, куда их не хотели пускать, закончилосьуже в восемь часов вечера. Тем не менее, с девяти вечера до трех часов ночи шлосудебное заседание, причем, как сообщает правозащитница Анна Каретникова, судьювызвали с дачи. Впрочем, все это ни к чему не привело: в итоге заседаниеперенесли на 24 августа, а задержанных отпустили. При этом в здание суда непустили некоторых свидетелей.