Взялись за нацвопрос
Заседание Госсовета 27 декабря должно было быть посвящено вопросам поддержки семьи, материнства и детства, но президент Дмитрий Медведев предложил вместо этого поговорить о проблеме борьбы с ксенофобией.
Выступая на заседании, премьер-министр Владимир Путин, в частности, заявил, что необходимо внести коррективы в систему регистрации иногородних в крупных городах, а также ужесточить ответственность за нарушения правил регистрации. Он уже говорил о такой возможности, когда беседовал с футбольными фанатами о том, что приезжие должны соблюдать местные законы и обычаи. На заседании Путин посетовал о том, что, «видимо, рановато перешли к либеральным формам» регистрации вроде оформления заявки через интернет, как это делается в Москве. Ответственность за нарушения правил регистрации, по его мнению, может быть даже уголовной.
Медведев заметил, что «и регистрационная политика, и миграционная политика должна быть внятной и объяснимой людям». «Мы не сможем, — сказал он, — заблокировать перемещение граждан по территории страны, но мы должны контролировать, что происходит». При этом президент заявил, что не может быть принято решений о компактном проживании представителей одного этноса в одном месте. «У нас, конечно, могу возникать новые конструкции, — добавил он, — но сознательно заниматься фомированием таких наших российских чайна-таунов мы не будем».
Кроме того, Путин заявил, что суды присяжных у нас работают неэффективно, поскольку в некоторых регионах они принимают решения по клановому этническому признаку. В связи с этим премьер считает возможным «подумать о том, чтобы в соответствии с Конституцией каждый гражданин Российской Федерации, если ему возможно назначение смертной казни, имел возможность воспользоваться судом присяжных, но перенести этот уровень на окружной, на уровень федерального округа».
Говоря об убийстве Егора Свиридова, Путин, не в первый раз пренебрегая презумпцией невиновности, заявил: «Кто его убил? Не просто выходец с Кавказа, рецидивист, человек дважды судимый, за тяжкие телесные повреждения и за наркотики. Причем за наркотики второй раз, в 2009 году, а в 2010-м он уже попал в Москву». Аслан Черкесов действительно был судим за хулиганство с нанесением тяжких телесных повреждений и за наркотики, однако в деле об убийстве Свиридова он в настоящее время подозреваемый, и дело даже еще не было передано в суд.
Путин, обеспокоенный необходимостью общероссийского патриотизма, сказал, что «искать и ходить далеко не нужно» — эквивалент был в Советском Союзе. «В СССР не было таких проблем с межнациональными отношениями. Советской власти удалось создать обстановку межэтнического мира, не было таких проблем, где бы мы ни жили, — сказал Путин. — СССР удалось создать некую субстанцию, которая оказалась над межнациональными и межконфессиональными отношениями. К сожалению, она носила идеологический характер, это была социалистическая идея». Медведев же, назвав верной идею воспитания патриотических чувств и идею российской нации, возразил, что как раз в силу идеологизированности жизни в СССР, а также в силу жесткости советского государства в России советские методы решения межнациональных проблем неприменимы, поскольку «Россия — другая страна». Так что если премьер склонен вернуться к старым методам, президент, напротив, настаивает на необходимости выработать новые подходы, а заодно и обратиться к опыту США.
Требуя от глав ведомств и регионов браться за работу по противодействию межнациональной розни, Медведев отметил, что воссоздания министерства по делам национальностей в планах нет. По его мнению, такие структуры никогда не отличались эффективностью.