Науки юношам
"Сретенские чтения" открылись пленарным заседанием, на котором прозвучали доклады преподавателей и выпускников СФИ и секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры Александра Мраморнова. Доклад гостя СФИ был посвящен методам репрессий против духовенства, практиковавшимся в первые годы советской власти революционными трибуналами.
После пленарного заседания участники конференции разошлись по секциям, общим числом пять: миссиология и катехетика, Священное писание и библеистика, церковно-историческая и др. С докладами на конференцию приехали студенты из многих городов: Санкт-Петербурга (Русская христианская гуманитарная академия), Сергиева Посада (Московская духовная академия), Минска (Институт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла), Белгорода (Белгородская духовная семинария) и др. Хотя конференция называется студенческой, в ней традиционно принимают участие и преподаватели СФИ, однако в этом году наплыв участников-студентов был так велик, что преподаватели (исключая пленарное заседание) скромно отодвигали свои доклады на самый конец — если время останется.
На секции миссиологии обсуждали в основном актуальные вопросы сегодняшней практики оглашения. Анна Алиева в своем докладе (зачитанном коллегой, поскольку сама она заболела) говорила о необходимости для катехизатора изучать стереотипные представления современных россиян о Боге и вере. Стереотипные представления — это система координат человека, через которые он смотрит на мир. Чтобы правильно выстраивать занятия, важно понимать, как человек представляет себе веру. Анна опиралась в своих выводах на исследования «Левада-Центра», Института Европы РАН и ряда общеевропейских изысканий с участием России. Выясняется, что большинство респондентов представляют «Бога» как безличную силу или вообще затрудняются определить, что они понимают под «Богом». Любопытный штрих к восприятию Бога даёт представление современных россиян о Христе — довольно большой процент россиян (70%) не уверены, что Иисус был историческим лицом. Только 29% считают, что Иисус — реальное историческоре лицо. Получается, что доверия Евангелию как историческому источнику в общем-то нет. С православной верой связывают огромное количество суеверий, или, точнее сказать, суеверие путают с верой. Выходит, человек, считающий себя православным, на самом деле обладает магическим опытом, и это создает серьезные трудности не только на этапе свидетельства, но и на последующем этапе научения вере.
С тем, что «православные церкви есть и у других народов, но истинную православную веру можно найти только в России», согласился 61% верующих, а не согласились 27%. С тем, что «русский человек, даже если не крещён и в церковь не ходит, всё равно православный в душе» согласились 90% верующих и 47% атеистов. Такое распределение ответов показывает, что одним из основных факторов, определяющих православность в сознании современного россиянина, является национальная идентичность. Получается, что общество, нация сильнее в своём влиянии на православие, чем православие на них.
На секции религиоведения и философии были представлены самые разные по тематике доклады. О публицисте и общественном деятеле Валентине Александровиче Тернавцеве, который был одним из организаторов и ораторов религиозно-философских собраний в начале ХХ века, ставших местом встречи представителей интеллигенции и духовенства (Алла Федякова). О православной миссии инородцам в синодальный период. Давид-Амир Садур в этом докладе разграничивает две миссии: официальную, которая велась из политических интересов и инициировалась государством для русификации народов на присоединенных к Российской империи территориях и часто прибегала к насильственным мерам или подкупу. И неформальную — которой занимались миссионеры по призванию, почти всегда поселявшиеся среди «подопечного» народа, изучавшие его язык и культуру, переводившие Священное писание, устраивавшие школы и больницы.
После каждого выступления давалось время на вопросы, и почти все доклады вызвали живое и заинтересованное обсуждение.