Так смерть или подождем?
20
апреля Люблинский районный суд отказался удовлетворить представление
Люблинской межрайонной прокуратуры о признании футболки с надписью
«Православие или смерть!» и изображением православной символики
экстремистским материалом. У представителей прокуратуры есть право
обжаловать это решение, сообщает портал "Религия и право".
В ходе заседания присутствовали адвокат Анатолий Пчелинцев, эксперт-религиовед Роман Лункин, а также представители Союза православных хоругвеносцев (в том числе один из авторов дизайна футболки с надписью «Православие или смерть!» художник Игорь Мирошниченко).
Приняв во внимание экспертизы старшего научного сотрудника Института Европы РАН Р.Н. Лункина, а также комплексную психолого-лингвистическую и религиоведческую экспертизу О.Д. Маланцевой, Ю.А. Сафоновой, Н.А. Сладковой и профессора М.О. Шахова, Люблинский районный суд принял решение не признавать лозунг «Православие или смерть!» и соответствующую символику экстремистским материалом.
Напомним, что 7 июня 2010 года Люблинская межрайонная прокуратура ЮВАО обратилась в Люблинский районный суд с представлением признать те же материалы экстремистскими. В нем отмечается, что прокуратура провела проверку группы «Антирелигия» на сайте «Вконтакте.ру» на основании обращении гражданина И.В. Лебедева, жителя Петербурга, который сообщил о размещении в Интернете материалов, оскорбляющих православную и мусульманскую веру.
Прокуратура направила материалы для проверки в Центр по противодействию экстремизму ГУВД г. Москвы, который методом случайной выборки отобрал из фотоальбомов группы «Антирелигия» семь изображений.
Затем Российским институтом культурологии было проведено комплексное психолого-лингвистическое исследование, по результатом которого было признано, что только изображение девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках и символов в виде православных крестов, трех черепов с кинжалами в зубах, буквами «Г» и «А» и аббревиатурой «СПХ» является «материалом, содержащим пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии».
8 июля в Люблинском районном суде во время предварительных слушаний по этому делу сторона защиты, которую представлял адвокат Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев, предоставила суду альтернативное экспертное исследование изображения девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» старшего научного сотрудника Института Европы РАН, к.ф.н. Р.Н. Лункина. В исследовании Р.Н. Лункина раскрываются исторические и богословские корни лозунга и сопутствующей символики и делается вывод, что представленный материал не несет в себе негативных коннотаций и в целом негативной нагрузки, не содержит в себе каких-либо признаков, возбуждающих религиозную рознь и межрелигиозную вражду, а также не содержит призывов или побуждений к религиозной розни и вражде.
Как отмечается в экспертизе Р.Н. Лункина, «монахи трактовали этот лозунг как отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти. В России лозунг «Православие или смерть!» с 1990-х годов стали использовать православные консерваторы, сторонники монархических движений, противники экуменизма, а также православные музыканты и актеры (Константин Кинчев, Иван Охлобыстин) и священнослужители (игумен Сергий (Рыбко). Лозунг «Православие или смерть!» стал символом приверженности религиозному консерватизму, православию как единственному спасению России.
По мнению Р.Н. Лункина, «восприятие лозунга во многом зависит от его религиозной, богословской интерпретации в православном сообществе. К примеру, патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывал опасаться проповедников, использующих слоган «Православие или смерть!» и трактующих его как борьбу с инакомыслящими: «Если мы слышим горячие призывы к борьбе, к разделению, к спасению православия даже до смерти, когда мы слышим слоган: «Православие или смерть!», – нужно опасаться подобных проповедников». «Никогда Господь не говорил: ”Мое учение или смерть!”, – подчеркнул патриарх Кирилл. – Ни один апостол не провозглашал: “Православие или смерть!”, потому что православие – это жизнь вечная, радость во Святом Духе, красота жизни. Смерть же – это тлен, результат грехопадения и диавольского действия» («Интерфакс-Религия», 9 марта 2009 г.).
В ходе предварительных слушаний 8 июля суд удовлетворил ходатайство защиты и приобщил к материалам дела экспертное религиоведческое исследование Р.Н. Лункина. Одновременно суд назначил комплексную экспертизу с привлечением специалистов – религиоведа, филолога, психолога и лингвиста.
В марте 2011 года Федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ представил комплексное заключение комиссии экспертов – О.Д. Маланцевой, Ю.А. Сафоновой, Н.А. Сладковой с привлечением религиоведа, доктора философских наук профессора М.О. Шахова. Как отмечается в экспертизе, лозунг «Православии или смерть!» означает внутренний духовный выбор для последователей православной веры – или сохранение веры или гибель (смерть). Лозунг не обращен «вовне», к неправославным и не предполагает принуждение кого-либо становиться православным под страхом смерти и не содержит призыва к преследованию или истреблению неправославных».
С лингвистической точки зрения, высказывание «Православии или смерть!» не является противопоставлением одной группы лиц другой: расположение фразы «Православие или смерть!» именно на майке позволяет предположить, что, скорее всего, фраза "будет интерпретироваться понимающими читателями как выражение жизненной позиции человека, одетого в эту майку, либо у иного адресата эта надпись будет вызывать недоумение и интерес".
В начале января 2011 года Черемушкинский районный суд г. Москвы признал лозунг «Православие или смерть!» экстремистским, несмотря на то, что Люблинский районный суд г. Москвы на тот момент еще рассматривал аналогичное дело. Лингвистическое исследование о признании лозунгов экстремистскими было проведено экспертами того же самого Российского института культурологии.
Как пояснил адвокат и профессор РГГУ Анатолий Пчелинцев, претензии прокуратуры к описанной символике и лозунгу абсурдны. Если следовать логике прокуратуры, то необходим запретить крест как символ православного христианства и изображение головы Адама в виде черепа, а именно они являются центральными образами описанной символики. Сегодня, по словам Анатолия Пчелинцева, вопрос о признании каких-либо материалов экстремистскими может рассматривать любой районный суд. Между тем, отметил адвокат, «по моему глубокому убеждению, такого рода вопросы должны находиться в компетенции суда субъекта Федерации, но не районного суда. Даже в городе – в Москве – два районных суда, Люблинский и Черемушкинский, вынесли диаметрально противоположные решения. Видимо, ситуацию надо довести до абсурда, чтобы, к примеру, депутаты Госдумы РФ задумались о назревшей уже необходимости внести изменения в антиэкстремистское законодательство.
В ходе заседания присутствовали адвокат Анатолий Пчелинцев, эксперт-религиовед Роман Лункин, а также представители Союза православных хоругвеносцев (в том числе один из авторов дизайна футболки с надписью «Православие или смерть!» художник Игорь Мирошниченко).
Приняв во внимание экспертизы старшего научного сотрудника Института Европы РАН Р.Н. Лункина, а также комплексную психолого-лингвистическую и религиоведческую экспертизу О.Д. Маланцевой, Ю.А. Сафоновой, Н.А. Сладковой и профессора М.О. Шахова, Люблинский районный суд принял решение не признавать лозунг «Православие или смерть!» и соответствующую символику экстремистским материалом.
Напомним, что 7 июня 2010 года Люблинская межрайонная прокуратура ЮВАО обратилась в Люблинский районный суд с представлением признать те же материалы экстремистскими. В нем отмечается, что прокуратура провела проверку группы «Антирелигия» на сайте «Вконтакте.ру» на основании обращении гражданина И.В. Лебедева, жителя Петербурга, который сообщил о размещении в Интернете материалов, оскорбляющих православную и мусульманскую веру.
Прокуратура направила материалы для проверки в Центр по противодействию экстремизму ГУВД г. Москвы, который методом случайной выборки отобрал из фотоальбомов группы «Антирелигия» семь изображений.
Затем Российским институтом культурологии было проведено комплексное психолого-лингвистическое исследование, по результатом которого было признано, что только изображение девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» на русском и греческом языках и символов в виде православных крестов, трех черепов с кинжалами в зубах, буквами «Г» и «А» и аббревиатурой «СПХ» является «материалом, содержащим пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии».
8 июля в Люблинском районном суде во время предварительных слушаний по этому делу сторона защиты, которую представлял адвокат Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев, предоставила суду альтернативное экспертное исследование изображения девушки в футболке с лозунгом «Православие или смерть!» старшего научного сотрудника Института Европы РАН, к.ф.н. Р.Н. Лункина. В исследовании Р.Н. Лункина раскрываются исторические и богословские корни лозунга и сопутствующей символики и делается вывод, что представленный материал не несет в себе негативных коннотаций и в целом негативной нагрузки, не содержит в себе каких-либо признаков, возбуждающих религиозную рознь и межрелигиозную вражду, а также не содержит призывов или побуждений к религиозной розни и вражде.
Как отмечается в экспертизе Р.Н. Лункина, «монахи трактовали этот лозунг как отстаивание православия как спасительной веры в противовес духовной смерти души без православной веры, готовность последовательно отстаивать свою веру до самой смерти. В России лозунг «Православие или смерть!» с 1990-х годов стали использовать православные консерваторы, сторонники монархических движений, противники экуменизма, а также православные музыканты и актеры (Константин Кинчев, Иван Охлобыстин) и священнослужители (игумен Сергий (Рыбко). Лозунг «Православие или смерть!» стал символом приверженности религиозному консерватизму, православию как единственному спасению России.
По мнению Р.Н. Лункина, «восприятие лозунга во многом зависит от его религиозной, богословской интерпретации в православном сообществе. К примеру, патриарх Московский и всея Руси Кирилл призывал опасаться проповедников, использующих слоган «Православие или смерть!» и трактующих его как борьбу с инакомыслящими: «Если мы слышим горячие призывы к борьбе, к разделению, к спасению православия даже до смерти, когда мы слышим слоган: «Православие или смерть!», – нужно опасаться подобных проповедников». «Никогда Господь не говорил: ”Мое учение или смерть!”, – подчеркнул патриарх Кирилл. – Ни один апостол не провозглашал: “Православие или смерть!”, потому что православие – это жизнь вечная, радость во Святом Духе, красота жизни. Смерть же – это тлен, результат грехопадения и диавольского действия» («Интерфакс-Религия», 9 марта 2009 г.).
В ходе предварительных слушаний 8 июля суд удовлетворил ходатайство защиты и приобщил к материалам дела экспертное религиоведческое исследование Р.Н. Лункина. Одновременно суд назначил комплексную экспертизу с привлечением специалистов – религиоведа, филолога, психолога и лингвиста.
В марте 2011 года Федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте РФ представил комплексное заключение комиссии экспертов – О.Д. Маланцевой, Ю.А. Сафоновой, Н.А. Сладковой с привлечением религиоведа, доктора философских наук профессора М.О. Шахова. Как отмечается в экспертизе, лозунг «Православии или смерть!» означает внутренний духовный выбор для последователей православной веры – или сохранение веры или гибель (смерть). Лозунг не обращен «вовне», к неправославным и не предполагает принуждение кого-либо становиться православным под страхом смерти и не содержит призыва к преследованию или истреблению неправославных».
С лингвистической точки зрения, высказывание «Православии или смерть!» не является противопоставлением одной группы лиц другой: расположение фразы «Православие или смерть!» именно на майке позволяет предположить, что, скорее всего, фраза "будет интерпретироваться понимающими читателями как выражение жизненной позиции человека, одетого в эту майку, либо у иного адресата эта надпись будет вызывать недоумение и интерес".
В начале января 2011 года Черемушкинский районный суд г. Москвы признал лозунг «Православие или смерть!» экстремистским, несмотря на то, что Люблинский районный суд г. Москвы на тот момент еще рассматривал аналогичное дело. Лингвистическое исследование о признании лозунгов экстремистскими было проведено экспертами того же самого Российского института культурологии.
Как пояснил адвокат и профессор РГГУ Анатолий Пчелинцев, претензии прокуратуры к описанной символике и лозунгу абсурдны. Если следовать логике прокуратуры, то необходим запретить крест как символ православного христианства и изображение головы Адама в виде черепа, а именно они являются центральными образами описанной символики. Сегодня, по словам Анатолия Пчелинцева, вопрос о признании каких-либо материалов экстремистскими может рассматривать любой районный суд. Между тем, отметил адвокат, «по моему глубокому убеждению, такого рода вопросы должны находиться в компетенции суда субъекта Федерации, но не районного суда. Даже в городе – в Москве – два районных суда, Люблинский и Черемушкинский, вынесли диаметрально противоположные решения. Видимо, ситуацию надо довести до абсурда, чтобы, к примеру, депутаты Госдумы РФ задумались о назревшей уже необходимости внести изменения в антиэкстремистское законодательство.