Щедро скостили
Вместо 14 лет 13 — таков итог заседания в Мосгорсуде по кассационной жалобе Михаила Ходорковского и Платона Лебедева на приговор Хамовнического суда. Все остальное в приговоре оставлено без изменений. Напомним, в случае с первым делом Ходорковского и Лебедева Мосгорсуд тоже сократил приговор, в тот раз Мещанского суда, на год — с девяти до восьми лет.
Кассационные жалобы обвиняемых и адвокатов оставлены без удовлетворения. В ходе заседания председательствующий Владимир Усов то и дело прерывал адвоката Ходорковского Юрия Шмидта, который заявлял о политическом характере дела и о том, что на его исход повлияли люди извне. Он ссылался, в частности, на признания бывшей помощницы судьи Виктора Данилкина Натальи Васильевой о том, что его деятельность контролировалась из Мосгорсуда. Это вызывало открытое неудовольствие как у председательствующего, так и у прокуроров, Валерий Лахтин даже пригрозил представлением. Позднее в своем выступлении Лахтин зачем-то извинился за Шмидта перед Усовым за то, что последнему пришлось выслушивать про, как выразился прокурор, бред Васильевой. Усов же призывал Шмидта говорить об экономической стороне дела, хотя, как пояснил другой адвокат Ходорковского Вадим Клювгант, в тексте жалобы говорится о политическом характере дела. Суд отказался приобщить к делу поданную Шмидтом копию заявления председателю Следственного комитета с просьбой возбудить уголовное дело о вынесении заведомо неправосудного приговора.
После вынесения решения Мосгорсуда Клювгант заявил, что тамошние судьи «уже неоднократно проявляли полнейшее пренебрежение законом и круговую поруку, рассматривая дела, связанные с нашими подзащитными. Сегодняшнее кассационное определение не стало исключением. Решение суда — незаконное, необоснованное и несправедливое, в чем благодаря публичности и открытости нашей позиции убедился уже весь мир. Естественно, мы будем обжаловать сегодняшнее решение во всех доступных нам по закону российских и международных инстанциях».
Адвокат Лебедева Константин Ривкин заметил, что «после выступлений команды защиты и наших подзащитных судьи Московского городского суда не могут сказать, что решение принималось ими в условиях недостатка информации. Поэтому нельзя говорить об ошибке правосудия или добросовестном заблуждении судей. На наш взгляд, сегодня еще одна судебная инстанция поставила свои имена под заведомо неправосудным приговором».
Как сказал Шмидт, «мы стали свидетелями еще одного акта бесстыдной, избирательной и незаконной политической расправы, продолжающейся уже почти восемь лет и направленной на цели, отличные от правосудия».
В течение десяти дней после получения администрацией следственного изолятора уведомления суда о вступлении приговора в силу Ходорковский и Лебедев должны быть этапированы к месту отбывания наказания.
И только после объявления решения Мосгорсуда организация Human Rights Watch решила-таки признать Ходорковского и Лебедева узниками совести.