О церковной школе и церковной свободе
В Москве состоялся круглый стол, посвященный 100-летию архиепископа Михаила Мудьюгина. Встреча состоялась 17 мая в соборе Петра и Павла Евангелическо-лютеранской церкви, сообщает Информационная служба Свято-Филаретовского института. Владыка Михаил участвовал в многочисленных диалогах с лютеранскими богословами и заслужил у них громадное уважение.
Архиепископ Михаил Мудьюгин — знаковая фигура для истории Русской православной церкви XX века. Будучи кандидатом технических наук, доцентом Ленинградского Горного университета, проучившись два года в консерватории (владыка играл на фортепиано и скрипке), зная несколько европейских языков, он с детства мечтал о духовном образовании и служении церкви. Это исполнилось: он стал правящим архиереем, богословом международного уровня, доктором богословия honoris causa, ректором Ленинградской духовной академии, членом попечительского совета двух богословских вузов — СФИ и ББИ. В его личности воплощался идеал современных духовных школ — соединение глубокой веры и высокой культуры.
Его церковная деятельность и письменное наследие дают основание говорить и о «болевых точках» церковной жизни. Не случайно круглый стол, организованный Библейско-Богословским институтом св. апостола Андрея к 100-летию со дня рождения выдающегося богослова и архиерея, назывался «Проблемы современной Церкви».
Ректор ББИ Алексей Бодров, открывая круглый стол, вспомнил книгу архиепископа Михаила «Русская Православная Церковность. Вторая половина XX века». В ней владыка указывал на «болячки», от которых страдает православная церковь. Второстепенные вопросы обряда, обычаи все чаще занимают в ней главное место. Уходит на задний план содержание христианской жизни: чтение и исполнение Слова Божьего, участие в богослужении, наконец, любовь к самой Церкви и забота о ней не как об «общественной организации», а как о Теле Христовом.
За последнее двадцатилетие большинство проблем, о которых с болью писал архиепископ Михаил, усугубились, констатировал в своем выступлении Петр Чистяков (РГГУ/ББИ), сын известного священника Георгия (†2007). Причиной этого он назвал попытку выстроить «правильную» христианскую жизнь без понимания ее смысла.
Интересные штрихи к биографии владыки добавил игумен Иннокентий (Павлов), студент архиепископа Михаила в ЛДА. Так, когда в 1947 году Михаил Николаевич Мудьюгин хотел поступать в Ленинградскую семинарию, инспектор протоиерей Александр Осипов сказал ему: «Из Вас священник не получится, точнее, получится плохой священник». Исполнить мечту о духовном образовании и рукоположении удалось спустя годы. В изучении семинарской программы будущему архиепископу помог протоиерей Михаил Гундяев (†1974), отец патриарха Кирилла. Сам же инспектор Осипов в 1959 году демонстративно отрекся от веры, и это дело стало самым громким в ряду подобных отречений священнослужителей, инициированных очередной антирелигиозной кампанией со стороны советской власти.
Священник Константин Костромин, заведующий аспирантурой СПбДА, дополнил выступление отца Иннокентия сведениями из архивов Ленинградской академии. Также он представил только что вышедшую вторую часть двухтомного издания магистерской диссертации архиепископа Михаила «Православное учение о личном спасении» и небольшой сборник «Разрозненные мысли вслух». В него вошли высказывания владыки, записанные его бессменным секретарем Светланой Николаевной Тетюшевой, и свидетельства знавших его людей.
Владыка с сожалением отмечал недостаток в Церкви тех, кто готов принимать активное участие в ее судьбе, высказывать свое мнение по поводу как положительных, так и отрицательных явлений в ее жизни. «Мы все еще ведем себя так, как будто живем в условиях постоянного надзора со стороны каких-то соответствующих органов», — процитировал слова владыки Александр Копировский, ученый секретарь СФИ. Он рассказал о неразрывной связи в размышлениях владыки перспектив духовного образования со свободой церкви. Представив тексты интервью архиепископа Михаила, данных незадолго до кончины, он подчеркнул, что владыка оставил занимающимся духовным образованием своего рода завет: учесть весь опыт борьбы за церковную школу, «чтобы церковь чувствовала, что она в своей деятельности не зависит ни от какой посторонней власти: будь то власть сочувствующая или власть, которая гнетет и подавляет».
В юности, в 1930 году, Михаил Мудьюгин вместе с матерью — членом православного Александро-Невского братства — был арестован по делу братства и содержался в тюрьме. Как предположила Юлия Балакшина (СФИ) в своем докладе «Владыка Михаил как носитель традиций церковного братства», именно из уникального опыта братской жизни будущий архиепископ вынес многие качества, которые потом проявились в его служении: внутреннюю стойкость, открытость к церковному народу, способность вступать в диалог с современностью и осмысливать ее. Сам владыка позже горячо поддержал общинно-братское движение, видя в нем потенциал ответственности верующих за Церковь, без которой трудно себе представить ответственность Церкви за мир.
Как 12 лет назад в похоронах архиепископа Михаила, в праздновании его 100-летия в Санкт-Петербурге и в Москве приняли участие немногие — в основном, люди, лично его знавшие: ученики, студенты, коллеги. Остается надеяться, что жизнь и труды одного из выдающихся архиереев Русской православной церкви ХХ века все же будут, рано или поздно, оценены в ней по достоинству.