Религиозный фактор — прощупывается
В Институте Европы РАН прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Религиозный фактор в социально-политической жизни современной России: восприятие веры и религии в обществе», организованная Центром по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, Исследовательской службой «Среда» и Гильдией экспертов по религии и праву.
В мероприятии приняли участие религиоведы, социологи, правоведы, представители традиционных религий. Участники ставили перед собой задачу проанализировать, насколько меняется отношение к вере и к религиозным институтам в России, насколько адекватно воспринимает общество религию, прежде всего, православие и христианство в целом.
Представитель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Максим Паршин отметил в своем докладе, что церковь не может не волновать сложившаяся в обществе ситуация: «люди любят Церковь как музей, уважают ее как организацию по социальному обеспечению угнетенных и обиженных, но последовательно не признают как мировоззренческую силу». Поэтому чрезвычайно важным ему представляется «исследование российского общества на предмет выявления и детального анализа внутренних неформальных мотиваторов» в целях привлечения к Церкви социально-активной внецерковной общественности.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский отметил другую проблему: в России, как отмечают социологи, довольно высокий уровень декларативной религиозности, но невелико число практикующих верующих. 180 тысяч посетивших храмы на Пасху в 2012 году — это гораздо меньше, чем в самых светских странах Европы (разве что Чехия может сравниться с Россией), подчеркнул Ковалевский. Необходима более активная проповедь со стороны Церкви, убежден он.
Президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин рассказал о новом проекте службы "Среда" — Атласе религии и национальностей (АРЕНА), который даст возможность показать ситуацию в каждом субъекте Федерации: узнать численность последователей разных религий в регионах, сконструировать социально-психологический и идеологический портрет верующего, разработать типологию. Результаты исследования будут выкладываться на сайте Службы "Среда". Первые результаты появятся, возможно, уже осенью.
Заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета, советник председателя Синодального информационного Отдела Владимира Легойды Елена Жосул рассказала о трудностях, с которыми сталкивается церковь в своей информационной работе. Она считает, что церковь пока не справляется должным образом с коммуникацией с обществом: "Мы на уровне 90-х в своем диалоге с обществом, а не на уровне сегодняшнего дня", — сказала она. Нет продуманной информационной политики — есть ситуативная деятельность. Тому есть вполне объективные причины: этой деятельности от силы несколько лет, немногие понимают ее приоритетность для церкви, большинство руководствуется принципом остаточности. Епархиальные СМИ зачастую не ощущают себя профессиональными изданиями — для многих работающих там это в первую очередь послушание, а не специальность. Таких людей трудно убедить, что нужно работать качественно и грамотно.
Руководитель Отдела социологии религии Института социально-политических исследований РАН Юлия Синелина посвятила свой доклад теме: "Современные православные: религиозное мировоззрение, поведение и политические ориентации". Опросы института подтверждают, что значение религии в обществе возрастает, отметила она. Растет число людей, говорящих, что они верят в Бога, что религия важна в их жизни, тех, кто регулярно причащается. Последние исследования опровергают некоторые стереотипы: например, что православные — как правило, люди с низким уровнем образования. Сегодня по своему образовательному цензу православные превышают средний уровень. Меньше всего меняется показатель числа читающих Евангелие — он по-прежнему мал, сказала Юлия Синелина. Что касается политических предпочтений, то 47,4% православных, по данным института, поддерживают "Единую Россию". Тем не менее, от 20 до 35% положительно относятся к акциям протеста и считают, что "нужно радикально менять устройство общества".
На конференции обсудили также вопросы ксенофобии, экстремизма, нетерпимости и др.