Хотят ли новые москвичи быть похожими на старых?
Некоммерческая исследовательская служба «Среда» провела опрос среди трудовых мигрантов с целью выяснить, что это за люди, с какой целью они приехали, каково их мировоззрение и отношение к вере, что они думают о нас, какие проблемы стоят перед ними острее всего?
Опрос проводился среди 400 респондентов, обратившихся в отделения ФМС России в г. Москве. Исследование позволило составить портреты приехавших на заработки граждан Узбекистана (38% опрошенных), Таджикистана (24%) и Киргизии (23%).
Демографический портрет этих людей таков: подавляющее большинство — мужчины (90%) в возрасте от 18 до 34 лет. Как правило, у них среднее специальное образование (70%), они приехали в Россию для того, чтобы зарабатывать деньги (99%). Доход — менее 30 000 рублей (74%). Семья опрошенных мигрантов в 75% случаях осталась на их родине, и 73% приезжих отправляют деньги именно туда.
При этом 88% респондентов считают себя счастливыми. Какие проблемы для мигрантов наиболее актуальны? Как ни странно, это не финансовые трудности и не претензии к властям, а одиночество, которое беспокоит 76% опрошенных. При этом на плохое отношение москвичей жалуются всего 10% мигрантов.
Выяснилось, что приезжие приписывают москвичам прежде всего порядочность (83%), самостоятельность (83%), образованность (81%). Наименее присущи москвичам — высокомерие (41%), эгоизм (36%), и, что интересно, религиозность (63%). Таким образом, «глазами представителей традиционных обществ, мы сами таким обществом вряд ли являемся», — прокомментировала эти результаты руководитель службы "Среда" Алина Багрина на пресс-конференции в Независимом пресс-центре, где проходила презентация результатов опроса. Среди наиболее характерных качеств своих соотечественников мигрантами отмечены трудолюбие (92%), самостоятельность (87%), порядочность (87%).
45% опрошенных говорят о том, что хотели бы в перспективе стать гражданами России. В наибольшей степени желание остаться в России характерно для граждан Киргизии (42%) и Таджикистана (54%), и в наименьшей — для приезжих из Узбекистана (29%). Однако при этом большая часть респондентов (64%) не хочет, чтобы их дети были похожи на россиян. Подавляющее большинство опрошенных отметили, что они плохо относятся к перспективе принятия их детьми православия (82%).
Если говорить о религиозном портрете приезжих, то граждане Таджикистана демонстрируют наиболее высокую степень принадлежности к исламу и следованию религиозным практикам. Среди них наибольшее число суннитов (71%) и наименьшее число тех, кто не знает, к какой ветви ислама принадлежит (14%). Среди граждан Киргизии 52% суннитов и 29% не знающих, среди граждан Узбекистана — 58% и 28% соответственно. Среди приезжих из Таджикистана также заметно выше доля тех, кто регулярно посещает мечеть (21%), в сравнении с приезжими из Киргизии (9%) и Узбекистана (8%).
Эксперт службы «Среда» Роман Лункин проиллюстрировал обсуждаемую проблему данными из другого исследования, проекта «АРЕНА» («Атлас Религий и Национальностей» составлен по результатам опроса, репрезентативного для субъектов Федерации и проведенного летом 2012 года среди 56 000 россиян). В этом опросе в числе прочего изучалось отношение россиян к мигрантам. Лункин отметил, что 20% опрошенных в России настороженно относятся к мигрантам (к приезжим другой национальности), однако разброс по субъектам РФ оказывается большим. Лидирующие позиции по числу «настороженных» занимают Санкт–Петербург (40%) и Ленинградская область (37%). Самыми лояльными к мигрантам оказались жители Смоленской области (4%) и Северной Осетии (4%).
Можно предположить, что пройдет 15-20 лет, и гражданское общество во многом будет состоять из детей мигрантов, которые «пассионарны, предприимчивы, закалены, имеют опыт «негарантированного выживания» в терминологии Р. Инглхардта», — подчеркнула руководитель службы "Среда" Алина Багрина. «Вектор того, как будут строиться наши отношения, закладывается уже сейчас», — сказала она.