Не тот марш
На 2 марта в центре Москвы назначен «Марш в защиту детей». Организатором его является движение «Русские матери», занимающееся борьбой с усыновителями российских детей за рубежом, а также участники 80 православных и родительских организаций. Мэрия согласовала шествие от Гоголевского бульвара до Новопушкинского сквера с числом участников до пяти тысяч человек.
Если точно не знать, кто организует этот марш, то его вполне можно принять за протестный. Большая часть лозунгов вполне созвучна тем, кто борется за улучшение социальных условий, в том числе для особо уязвимых групп граждан. Среди требований участников марша — «выработать комплекс мер, облегчающих усыновление российских детей гражданами Российской Федерации, разработать систему экономического стимулирования семей с приемными детьми, улучить условия в детских домах, ввести общественный контроль над детскими домами, призвать бизнес к социальной ответственности». Кто будет возражать против этого? Следует отметить, что тот комплекс мер, вроде как облегчающих российское усыновление, который уже разработан российскими властями, эксперты оценивают как недостаточный — прежде всего, они упирают на то, что работа должна вестись с кровными семьями, в том числе с семьями, воспитывающими больных детей, иначе получается, что усыновлять ребенка-инвалида выгоднее, чем растить собственного. О работе с кровными семьями «Русские матери» почему-то не говорят.
Марш похож по названию на акцию, организованную гражданскими активистами и оппозицией 13 января — одним из лозунгов того марша был «В защиту детей, за роспуск Думы». Даже некоторые плакаты нынешнего марша гаммой цветов напоминают плакаты с портретами депутатов — авторов закона, запрещающего американское усыновление, — которые несли участники январского шествия.
Однако главным поводом для марша явилась смерть усыновленного в США Максима Кузьмина. Сейчас ведется расследование, но представители российской власти уже успели обвинить в его гибели приемную мать. Организаторы шествия требуют вернуть в Россию его младшего брата Кирилла, а также приостановить любое международное усыновление. В этом свете требования улучшения ситуации с российским усыновлением выглядят уже как менее существенные, главное — это что «чужие убивают». Марш уже поддержали популярные российские артисты: Диана Гурцкая, группа «А-Студио», Валерия.
Кроме того, немаловажно, что нынешний марш должен пройти ровно в тот же день, в который оппозиция планирует провести свою собственную акцию — «Марш за права москвичей». Теперь из-за шествия «Русских матерей» оппозиции не предоставляют центр города (в частности, митинг на Пушкинской площади провести невозможно из-за того, что участники «Марша в защиту детей» проводят свой митинг в Новопушскинском сквере). Оппозицию отправляют по маршруту от Страстного бульвара до проспекта Сахарова. В конце концов стало известно, что организаторы оппозиционного марша согласились на маршрут от Пушкинской площади до проспекта Сахарова.
При этом лидер «Русских матерей» Ирина Бергсет заявила «Коммерсанту», что ничего не знала о мероприятии оппозиции.
Как пишет в блоге журналист Андрей Мальгин, по различным бюджетным организациям, по всей видимости, рассылают извещение о проведении марша в защиту детей и материнства 2 марта с просьбой указать «фамилию, имя и отчество руководителя группы и количество участников от организации». «С собой можно иметь транспарант с логотипом общественного объединения», — говорится в бумаге. Там же указан телефон, который был опознан блоггерами как телефон Общественной палаты.