С церковью на ты
В конце прошлой недели в Московском центре Карнеги состоялось обсуждение будущего номера журнала Pro et Contra, посвященного взаимоотношениям Церкви, общества и государства в странах восточного христианства. Перед отечественными экспертами, среди которых были главный редактор журнала Pro et Contra Мария Липман и руководитель Объединенной редакции официальных печатных СМИ Русской православной церкви Сергей Чапнин, выступил с докладом Алексей Богдановский, автор, который пишет соответствующий материал о Греции.
Для российских специалистов ситуация в Греции особенно интересна, ибо там происходят процессы, во многом противоположные происходящему у нас в стране. Церковь в Греции не отделена от государства, конституция страны начинается словами: "Во имя Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы", а статья 3 основного закона прямо гласит: "Господствующая религия в Греции — религия Восточной православной церкви Христовой". В 20-х годах прошлого века произошел взаимовыгодный обмен: церковь отдала государству значительную часть своих земель, а государство в ответ взяло на себя обязательство выплачивать священникам зарплаты из госбюджета (сейчас средняя зарплата примерно 12 тысяч православных священников немного недотягивает до 1000 евро, епископ получает 1600 евро — и это низкие зарплаты, отметил докладчик, если сранивать их с доходами среднего класса даже сейчас, в кризис). 95% греков признают себя православными, однако это вовсе не значит, что все 95% регулярно посещают службы и причащаются (подробные социологические замеры "по категориям" верующих в стране не приняты). Тем не менее церковь сопровождает грека всю его жизнь: через крещение, церковный брак, отпевание проходит каждый (право на государственную регистрацию брака было введено в Греции только в 1982 году). Закон Божий входит в обязательную школьную программу (от него пару лет назад получили право отказываться только иностранные учащиеся), однако церковное влияние на общество в последние десятилетия существенно сокращается.
Нынешний глава Элладской православной церкви архиепископ Иероним, в отличие от прошлого предстоятеля архиепископа Христодула, считает, что церковь не должна вмешиваться в политику, поэтому почти не позволяет себе высказываний по поводу весьма бурных политических событий в стране. В обществе растет раздражение благосостоянием церкви, продолжающей оставаться крупным землевладельцем, особенно заметное сейчас, в период экономического кризиса. В 2010 году была формально отменена обязательная религиозная присяга для госчиновников при вступлении в должность — и некоторые, в первую очередь представители левых партий, не преминули этим воспользоваться. Левые активно борются за отмену закона о богохульстве, который продолжает действовать в стране (за публичное и злонамеренное оскорбление в адрес Бога полагается два года тюрьмы), хотя практически все подобные дела разваливаются в суде — не удается доказать злонамеренность деяния. Не идет на пользу церкви и то, что самыми ярыми ее защитниками часто оказываются неонацисты — представители ультраправой партии "Золотая заря".
Ближайшие годы, заключил докладчик, будут для греческой церкви очень непростыми — как и для всей страны, которой предстоит преодолеть последствия экономического кризиса, а церкви — найти свое место в меняющемся и отнюдь не благополучном мире.