Главное — помогай и мозги не пудри
В Российском православном университете состоялась презентация исследования социологической службы "СРЕДА" о восприятии образа Русской православной церкви россиянами, сообщает портал "Православие и мир".
Координатор службы Алина Багрина рассказала об опросе, основанном на уже имеющемся опыте изучения восприятия Церкви на различных церковных мероприятиях и в экспертных аудиториях. Всего респондентам были предложены 22 характеристики, которые можно условно разделить на две группы: описывающие «публичный» (внешне заметные направления деятельности Церкви) и «осевой» (внутренний, структурно-ценностной) образы. Для многих вопросы стали проблемой: в общей сложности 22% респондентов затруднились с выбором характеристик церкви; 26% не смогли сказать, каким бы они хотели видеть образ церкви.
В обеих группах затруднившихся чаще среднего встречаются респонденты, по роду занятости относящиеся к рабочим, к безработным; жители Дальневосточного округа (из них — 57% затруднившихся), Уральского округа (46%), а также каждый второй неверующий и каждый второй мусульманин.
Легче других справились с заданием жители Южного и Северо-Кавказского Округа (там всего 6% затруднившихся); православные, принадлежащие к РПЦ (16%); прихожане (16%); люди с высшим образованием (17%).
Таким образом, почти четыре пятых россиян имеют представление о Русской православной церкви, и три четверти россиян имеют ожидания, связанные с ней.
Какой же он, сложившийся у россиян образ церкви?
Пять наиболее популярных характеристик:
1. Приверженность традициям, охранение прошлого (30%)
2. Помощь людям, приходская и социальная работа (30%)
3. Великолепный обряд, красота и пышность богослужений (22%)
4. Открытость для всех, понятность и приветливость (21%)
5. Важная часть российской государственности, государственное ведомство (17%)
Шесть наименее популярных характеристик:
1. Альтернатива рыночной экономике (2%)
2. Незаметность (2%)
3. Активная позиция по общественно-политическим вопросам (4%)
4. Разномыслие (5%)
5. Духовная мистическая жизнь (5%)
6. Готовность к изменениям (5%)
Пять наиболее желаемых характеристик:
1. Помощь людям (38%)
2. Открытость, понятность и приветливость (31%)
3. Активное воспитание молодежи (26%)
4. Скромность, нестяжательность (22%)
5. Приверженность традиции, охранение прошлого (18%)
Шесть наименее желаемых характеристик:
1. Богатство (2%)
2. Разномыслие (2%)
3. Духовная мистическая жизнь (3%)
4. Альтернатива рыночной экономике и потребительским ценностям (5%)
5. Четкая иерархией (6%)
6. Великолепный обряд, красота и пышность богослужений
Вот так: помогай, молодежь подтяни, а то она что-то распустилась, храни традиции, блюди скромность, нечего людям в глаза свое богатство тыкать, но главное — мозги не пудри, и так забот полон рот, а тут еще мистика эта... Мне кажется, церковные миссионеры должны гордиться столь впечатляющими результатами своей работы.