«Студенческий праздник» св. мученицы Татьяны вызывает у меня противоречивые чувства.
С одной стороны, хорошо, конечно, что восстанавливается старая отечественная традиция и воспоминание о дне основания Московского университета освящается церковной молитвой.
С другой – имеет ли этот праздник для большинства празднующих именно христианский смысл? Ректор Садовничий, отстояв Литургию, лично разольёт студентам медовуху, а милиция будет «сквозь пальцы» смотреть на пьянственные студенческие «шалости».
Хорошо, что Церковь и светские вузы находят всё больше возможностей для взаимодействия и объединения усилий вокруг 25-го января. Но плохо, что остальные 364 дня в году усилий по подлинному взаимодействию Церкви и образовательного сообщества не замечается; всё больше взаимные обвинения да претензии…
В наше время Церковь и наука, образование и культура вполне должны стать естественными союзниками; объединяет их гораздо больше, чем разъединяет – противостояние оккультизму и суевериям, проникающим сегодня в науку, «опопсению» (от слова «попса») культурного пространства, «дегуманизации» образования... К сожалению, ни Церковь, ни образовательное сообщество не готовы сегодня к консолидации усилий. Образование — по причине атеистической советской «инерции», Церковь — в силу отсутствия внутри себя системных научных и культурных сил, которые подменяются клерикализмом и охранительно-реваншистской идеологией.
Я бы хотел, чтобы столь торжественно отмечаемый день памяти мученицы Татьяны дал импульс не только пышным празднествам, но, главным образом, решению отмеченных мною взаимных проблем.