Обращение 227 докторов и кандидатов наук к президенту РФ произвело на меня впечатление исключительно идеологической акции.
Во-первых, сомнителен сам способ решения сложной, неоднозначной, вызывающей в обществе споры проблемы: обращение к царю-батюшке… пардон, президенту, дабы он самодержавно сию проблему решил. Оставляю это без комментариев.
Во-вторых. Теология как отдельная отрасль науки, а также полноценное классическое университетское образование, включающее в себя «на равных» теологию с прочими учебными дисциплинами — это западная традиция, сложившаяся в течение длительного, не менее тысячелетия, времени. В России традиция совершенно иная: университетское и высшее богословское образования были всегда разделены; кроме того, первое существует в нашем отечестве лишь с середины XVIII, а второе – с XIX века. В XX веке богословское образование было до основания разрушено, а светское — насквозь идеологизировано. По этой причине в настоящее время научные и культурные силы Церкви очень слабы, их «не хватает» даже на Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет и на Московскую духовную академию. Уровень высших духовных заведений Русской Церкви далеко ещё не достиг качества конца XIX — начала XX века. Как в таких условиях, спрашивается, могут полноценно функционировать кафедры теологии? Кто и что на них будет преподавать? Не превратится ли всё это в профанацию? Зачем учреждать целую отрасль образования, которая будет заведомо низкого уровня?
В-третьих. Кто и каким образом будет аттестовывать работы по теологии в ВАКе? Вышеназванные церковные вузы в масштабах всей страны с этим просто не справятся. А это приведёт к тому, что появятся многочисленные кандидаты и доктора теологии, «научно» разрабатывающие темы, не имеющие к подлинному богословию никакого отношения — например, оккультные, ура-патриотические и прочие.
В четвёртых. Теоретически хорошо, когда в школьной программе учащиеся получают культурологические сведения о Церкви, о началах богословия, о культуре христианской мысли. Но — реально Церковь сегодня не может даже в своих храмах организовать хотя бы начальную, обязательную для всех, катехизацию. Наши прихожане годами ходят в храмы и не имеют ни малейшего представления о том, что такое христианство. В этих условиях встаёт тот же вопрос — кто и что будет преподавать?
Мне думается, что если всерьёз начать заботиться о повышении уровня образования и о его, так сказать, «одухотворении», то образовательному сообществу и Церкви нужно целенаправленно, в продолжение значительного времени, решать свои собственные задачи. Сегодняшняя культура стадна и дегуманизирована — вот о чём необходимо беспокоиться докторам и кандидатам различных наук. Нам как воздух необходимо качественное гуманитарное образование — без него культурное и научное пространство окончательно заполнится попсой и низкопробной наукообразной пропагандой типа фильма «Гибель империи». У Церкви же — огромное, почти нетронутое поле деятельности в образовании своей паствы, в создании и воспитании своих богословских научных сил. Если Церковь и образовательное сообщество параллельно займутся решением своих проблем, предоставив формальную консолидацию будущему — это будет, на мой взгляд, гораздо более плодотворно, нежели писать очередные петиции на высочайший адрес.
Игумен Петр (Мещеринов) — сотрудник Патриаршего молодежного центра при Свято-Даниловом монастыре