Основной нравственной проблемой нашего общества является то, что оно, в силу исторических, культурных и социальных причин, зиждется на абсолютном, тотальном, всеохватывающем и почти инфернальном нечеловеколюбии. Жестокая и циничная власть, менее всего заботящаяся о людях; народ, представляющий собою не граждан, а подданных, и по этой причине не способный на общественное выявление человеколюбия, – вот реалии нынешней российской жизни. Воспитывает сегодня людей, во-первых, телевизор, а во-вторых – сам дух времени, всецело определяющийся вышеназванной характеристикой. В этих условиях никакой совет по нравственности, состоящий даже из самых достойных людей, ничего не решит, потому что у него не будет реальных рычагов, способных поменять ситуацию. В самом деле: общественная нравственность зиждется на двух вещах. Первая – это верховенство закона. Владимир Соловьёв писал, что право задаёт «нижний порог» нравственности; оно не должно ставить высокие цели превратить общество в рай, его назначение – чтобы жизнь людей не была адом. Вторая – это как раз «верхний порог»; он определяется религиозными идеалами общества. Сегодняшняя религия России – это никакое не православное христианство, но Религия Денег; говорить о правовом сознании власти и народа вообще как-то даже неловко…
Что же могла бы сделать гипотетическая комиссия по нравственности при Правительстве РФ в свете только что сказанного? Как сделать так, чтобы население превращалось в граждан, а дух общества менялся в сторону человеколюбия? В создавшейся общественно-политической обстановке вариант только один: перестать искать козни внешних и внутренних врагов («наша нравственность потому так низка, что коварный Запад и шакалящая Пятая Колонна растлили наш невинный и чистый, как дитя, народ») и, по словам великого русского баснописца И.А. Крылова, «на себя, кума, оборотиться». Это потребует, в числе прочего, нещадной, с позиции подлинного гуманизма, критики власти и общества со стороны и Церкви, и культурного сообщества. Пойдет ли на это предполагаемая комиссия? Потерпит ли властная элита при себе такой критикующий орган? Очень сомневаюсь.
Ещё. Что такое «госполитика в сфере духовности»? Духовность – сфера исключительно личная. Мы уже проходили «государственную духовность»; увы, в пределе она всегда превращается в ГУЛАГ… Патриарх Алексий II, один из предложенных г-жой Вербицкой кандидатов в члены комиссии, неоднократно говорил о том, что Церковь (а стало быть, и духовность) никогда не поступится тою свободой от государственного регулирования, какую она обрела в конце прошлого столетия. И вообще, когда кричат об «общественной духовности» – это значит только одно: что в обществе не работает право. Подмена права «духовностью» – вещь опасная.
И в заключении не могу не отметить предложение г-жой Вербицкой самой себя в качестве мерила и блюстителя нравственности. Поистине образец этой самой нравственности…