Кажется, о прошедших выборах наши публицисты отписались и отговорились. Все дружно хают несознательный народ. Подвел с явкой на выборах. Я все думал, не ответит ли кто на обвинения. Никто не ответил. Ну, думаю, если уж не за честь охаянного народа надо заступиться, так хотя бы за справедливость.
Народ доверие оппозиции не оправдал. Счастья своего не понимает, на выборы не ходит. Напомню, выбирать мэра Москвы пришла ровно треть, то есть 2 млн 368 тыс. из 7 млн 176 тыс. московских избирателей.
«Тупая, ленивая, не желающая ничего делать [Москва]», – корит столичный народ на телеканале «Дождь» Ирина Ясина. «Партия прилипшей к дивану задницы», – поддерживает Виктор Шендерович. «…Люди как зомби, как бараны, как не знаю, кто еще, вместо голосования отправляются по заколдованному маршруту «дом-дача». Чтобы несколько часов простоять в пробках, чтобы на этой даче в не самую солнечную погоду копать свои овощи, жарить шашлыки и пить водку с пивом», – негодует Антон Орех.
Должен заметить Антону Ореху, что шашлычки с пивом, а то и с водкой, тем более не в самую солнечную погоду – это совсем неплохо (хотя мешать эти чудные напитки не советую). Вопрос ведь в том, стоит ли менять это на выборы, так? А вовсе не в том, что выборы – это абсолютное добро, а шашлыки с пивом – абсолютное зло. Так же и Виктору Шендеровичу хорошо бы скорректировать свою позицию с учетом того, что диван отнюдь не всегда хуже выборов. Не будем вспоминать советское прошлое. Задумаемся лучше о соотношении ценностей.
Проблема в том, что этим в самом деле уважаемым мной публицистам выборы видятся в положительном свете, а двум третям охаянных ими избирателей – в отрицательном. Они в их честность не верят, смысла в них не видят. Заранее предвижу горячее возражение Антона Ореха: «А чем те скептики, что не верят в честность выборов, отличаются от тех, кто просто ленится оторвать задницу от дивана?». Отвечаю: «Не имеет значения». Не надо стараться отличить одних от других по двум простым причинам.
Причина первая. Если при выборе решения вы всегда будете исходить из того, как бы не оказаться похожим на кого-то нехорошего, то вам надо перестать говорить на русском, потому что на нем, как нам сообщил Маяковский, разговаривал Ленин. Надо отказаться от домашних собак, потому что у Кони есть Путин. Надо проклясть спорт, потому что Гитлер был большим поклонником физкультуры. И много еще чего не надо делать, чтобы не быть похожим на исторических мерзавцев или современных негодяев. В том числе лечиться от гриппа и дышать воздухом. Согласитесь, для принятия собственных решений разумнее иметь свою собственную систему ценностей, а не оглядываться постоянно на то, как поступают или не поступают другие.
Вторая причина, вы будете смеяться, совсем не согласуется с первой. Не надо пытаться отличить скептиков от лентяев, потому что в данном случае принципиальной разницы между ними нет. Скептики последние лет десять смотрят на выборы и плюются. Лентяи последние десять лет посматривают на выборы и равнодушно проходят мимо. Они их не интересуют. Они их не цепляют.
Вам интересно почему? Сами знаете – потому что это не выборы, а пародия на них. Это вечные фальсификации и подтасовки на всех уровнях. Люди об этом знают. Они читают, думают, сопоставляют и остаются к выборам равнодушными. Нормальная человеческая реакция. Нужно быть большим любителем игры, чтобы садиться играть с шулерами. Шашлык с пивом при таком раскладе предпочтительнее.
Конечно, не все на свете постоянно. Последние выборы, как многим показалось, дали оппозиции какой-то шанс. А две трети при этом опять проголосовали ногами! Вы их теперь упрекаете в безразличии к своему будущему, но не учитываете, что по многим признакам и эти выборы были фальшивыми. Претенденты не имели равного доступа к регистрации кандидатом. Навальному помог Собянин, а восемь человек пролетели. Вы полагаете, что две трети московских избирателей этого не заметили и не оценили? Что они об этом не прочитали? Что им об этом никто не рассказал? Что они не обсудили это между собой за кружкой пива, в автобусе по дороге на работу или в компании с друзьями? Или вы хотите, чтобы они, как и вы, не обратили на это внимания?
А то, что кандидаты отсутствовали на телеэкранах, разве не свидетельствовало о том, что выборы с самого начала были подтасованы? Уверяю вас, если бы в последний месяц перед голосованием москвичи смогли бы увидеть на своих привычных телеэкранах в прайм-тайм жаркие схватки кандидатов, включая действующего мэра, явка на выборах была бы совсем другой. Люди, возможно, поверили бы, что на сей раз их не обманут и это действительно будут выборы, а не надувательство. Но ведь нормальных дебатов, свойственных нормальным выборам, так и не было. А надувательство было! Вы пеняете избирателям, что они такие недоверчивые? А кому и с какой стати они должны верить?
Может быть, они должны были поверить оппозиции? Допустим, вы их убеждаете, что на сей раз выборы будут другими, что теперь надо постараться, что сейчас надо прийти и проголосовать. Но ведь вы их убеждали в этом последние десять лет, и многие ходили и голосовали, что при нашем уровне фальсификаций было делом совершенно бессмысленным. Почему вы думаете, что люди будут верить вам бесконечно, только потому, что вы так горячи и убедительны?
Все это время оппозиция на выборах решала свои проблемы. Кто наберет побольше голосов, получит десяток мест в Думе, точно зная, что повлиять на общие решения будет не в состоянии. Кто наберет поменьше, получит хотя бы госфинансирование для своей партии. Кто не наберет ничего, скажется аутсайдером и попытается сделать себе на этом имя. Для большинства оппозиционных политиков выборы – это средство повышения собственной капитализации. На законотворческую деятельность они уже давно не оказывают практически никакого влияния. Максимум возможного – умеренное фрондирование в расчете на публику. Оживляет, конечно, но к парламентской работе отношения не имеет. И вы думаете, что десять лет этого кривлянья добавляют оппозиции доверия? Пока политики не перестанут относиться к избирателю только как к средству доставки их в органы власти, ни на какое серьезное доверие рассчитывать не стоит.
А как сказывается на доверии к оппозиции и ее призывам легкомысленное поведение оппозиционных вожаков? Один из лидеров СПС променял свою оппозиционность на должность полномочного представителя президента, другой – на кресло губернатора. Московское «Яблоко» поддержало президентское назначение мэром Москвы Юрия Лужкова. Выдвинутый на московских выборах новый лидер оппозиции честно признался, что он русский националист. И это в столице страны, в которой проживает почти 200 этнических групп и народов! При всем этом вы рассчитываете на высокую явку и доверие к оппозиции? Это странно.
Понятно, что поругивать народ за леность и бестолковость – это приятно и вполне вписывается в отечественные традиции. Это благородно возвышает над толпой и дает возможность почувствовать себя на превосходном моральном уровне. Не буду бить ниже пояса политиков и публицистов старшего поколения и напоминать каждому персонально, что в годы социализма они молчали еще красноречивее тех, кого сегодня так высокомерно поругивают. Будем считать, что они исправились к лучшему.
Остается одно: попробовать понять мотивы почти пяти миллионов москвичей, которые не увидели в прошедших выборах ничего интересного и не оценили предложенные оппозицией кандидатуры. Понять, а не обвинять через губу во всех смертных грехах. Тогда, может быть, на следующих выборах их голоса не пропадут даром.
Фото ИТАР-ТАСС/ Денис Вышинский