Прямая речь
25 СЕНТЯБРЯ 2013
Дмитрий Орешкин, политолог:
У Путина есть политическое чутье, он понимает, что «Единая Россия» теряет популярность. Информация о том, что она набирает голоса в регионах, есть плод массовых фальсификаций, здесь никаких сомнений нет. В реальном политическом пространстве, если считать реальную поддержку людей, «Единая Россия» скорее жернов на шее, чем крылья за спиной, поэтому Путин охотно уступил ее господину Медведеву, а сам попытался пересесть на стерха по имени «Народный фронт». Правда, тоже что-то не тянет, поэтому вместо журавля в небе Путину приходится искать синичку в руках и вообще переходить от рассуждений про публичную политику ко все большему укреплению внутриаппаратной политики.
«Единая Россия» всегда сияла отраженным светом популярности Путина, она никогда не была его поддержкой в смысле публичной политики — только в смысле консолидации интересов бюрократии. Это партия аппаратного типа, и в публичном пространстве она всегда шла у Путина на буксире. Сейчас и Путин теряет популярность, и опираться в этой ситуации на «Единую Россию» — это все равно что выдергивать себя за косичку из болота, как барон Мюнхгаузен. Наоборот, «Единая Россия» тянет Путина ко дну. А вот где найти источник популярности для Путина, непонятно — в публичном пространстве он все время проигрывает. Бюрократический слой, который его поддерживает, все сильнее отрывается от массовой поддержки, и коммуникация между ним и массами прерывается все очевиднее, хотя это и маскируется фальсифицированными данными выборов.
Мы сейчас наблюдаем длительный нисходящий тренд «Единой России», который прерывается локальными коррекциями, если пользоваться биржевой терминологией. Те времена, когда можно было говорить о поддержке в 60-70%, безусловно, миновали навсегда. Хорошо если где-то удается отвоевать 30%. Партия накапливает шлак, сама превращается в шлак, все больше людей согласно с тем, что это партия жуликов и воров. Манипуляциями на пальцах перед телевизором этот процесс не остановишь. Поэтому Путин как человек, обладающий политическим чутьем, первый понял, что от этого колхоза надо потихоньку дистанцироваться. Собянин поступил точно так же. Да и неслучайно сейчас в Думу вносится законопроект, согласно которому, следующие выборы в регионах должны проводиться, в основном, по мажоритарным округам. Если раньше, когда «Единая Россия» была на пике популярности вместе с Путиным, боролись за то, чтобы убрать мажоритарку и оставить только выборы по партийным спискам, потому что это было выгодно правящей бюрократии, то сейчас правящей бюрократии выгодно ровно противоположное.
Прямая речь
17 ОКТЯБРЯ 2013
Георгий Сатаров, аналитик, президент Фонда ИНДЕМ:
Всё зависит от того, каким именно образом эта инициатива реализуется. Когда её отменяли, у нас в законе была норма, что если кандидат «против всех» набрал максимальное число голосов, то есть все остальные кандидаты, неважно, персоны или партии, набрали меньше, то выборы признаются несостоявшимися, а кандидаты снимаются и больше к выборам не допускаются. Эта, вообще говоря, эксцентричная норма, практически нигде в мире её нет, но у нас она, тем ни менее, работала. По крайней мере, было несколько случаев на уровне выборов мэра в небольших городках, когда таким образом избиратели блокировали приход во власть валютного криминалитета. Поэтому всё зависит от того, как именно её вернут. Если просто как возможность проголосовать, то это ни на что не повлияет, а если в прежней редакции, то, мне кажется, для нашей страны это будет полезно, будет способствовать ротации политической элиты.
Илья Яшин, политик, "Солидарность", РПР-ПАРНАС:
Считаю, что у граждан должно быть право голосовать против всех, хотя прекрасно понимаю мотивы «Единой России». Ведь именно эти люди в своё время графу «против всех» отменили, именно они находили доводы против этой графы. Сейчас, когда популярность «Единой России» заметно упала, а желание людей голосовать против них, напротив, выросло, партия власти пытается таким образом размыть протестный электорат, чтобы на выборах он не ушёл в пользу оппозиционных партий. Это технология, которую «Единая Россия» реализует в своих интересах, но не думаю, что это принесёт ей какие-то дивиденды, потому что всё-таки за последние несколько лет избиратель стал лучше разбираться в политике, более внятно формулировать свои интересы, и думаю, что люди всё-таки будут голосовать за оппозицию, если она будет допущена к выборам. А вот в том случае, если оппозиционные партии и оппозиционных кандидатов будут с выборов снимать, тогда графа «против всех» может очень пригодиться.
Прямая речь
25 НОЯБРЯ 2019
Андрей Колесников, журналист:
Очевидно, власть оценила обстановку и решила, что в условиях, когда до выборов осталось не так много времени, поздно менять всю схему партийной жизни в целом. Нужно заниматься обновлением компартии, обновлением ЛДПР, и поскольку непонятно, что делать при этом с «Единой Россией», приняли решение продемонстрировать, что она остается и представляет власть в обществе. Жестко расставили акценты относительно самовыдвиженцев: предполагается, что если кто-то участвует в выборах и рассчитывает на поддержку власти, то он должен делать это через механизмы ЕР. В целом это перезапуск всего проекта, который поддерживает «первое лицо».
Власть пытается удержать партийную систему страны от эрозии. Очевидно, оценив социологические данные, в Администрации президента поняли, что, несмотря на все потери, «Единая Россия» остается самой популярной партией с большим отрывом от коммунистов и ЛДПР. То есть ресурс для перезапуска есть, и это сочли самым экономным и разумным сценарием в нынешней ситуации, когда власти не понимают, что им вообще делать с партийной системой.
Пока в стране сохраняется вертикаль власти, мнение Путина ещё что-то значит, само объявление, что «Единая Россия» получает его поддержку, может снизить уровень токсичности партии. Избиратель голосует достаточно механически, кроме того, Администрация президента на предыдущих выборах отработала сценарий, когда протестного голосования получилось избежать чисто технически, не допустив соответствующих кандидатов.