Дело Яя
Эта история, с одной стороны, совершенно удивительная. А с другой стороны – на двести процентов закономерная. И если ее итогом станет несправедливое решение, то такой итог, как ни парадоксально, окажется гораздо полезнее.
Недавний матч Лиги Чемпионов между ЦСКА и «Манчестер Сити» закончился скандалом. Звезда МС, лучший футболист Африки Яя Туре обвинил болельщиков ЦСКА в расизме. Яя – парень неординарный. На заре карьеры он играл в Донецке, причем, даже не в составе флагмана украинского футбола «Шахтера», а за второразрядный «Металлург», и с тех пор худо-бедно говорит по-русски. И на предматчевых мероприятиях умилял народ выражениями типа: «Знаешь, мужик, что я тебе скажу». Но после игры умиления уже не было.
Самое занятное, что по ходу матча как-то никто не обратил внимания на расистские выкрики и тому подобное недостойное поведение. Тем удивительнее была последующая реакция. В британской прессе тема расизма в России последнюю неделю одна из главных, а в мировом футболе – чуть ли не самая главная. По этому поводу высказались все футбольные верхи. И даже чиновники ООН. Высказались, повторюсь, по ситуации, которая даже непонятно была вообще или нет. Например, представители ЦСКА утверждают, что их болельщики гудели и освистывали разных (в том числе и по цвету кожи) футболистов МС, а Туре просто принял это на свой счет и решил, что дело именно в его расе.
И знаете, я даже склонен думать, что так оно в данном конкретном случае и было! И здесь важно заметить, что когда речь заходит о каких-то санкциях, крючкотворы из УЕФА или ФИФА, прежде всего, обращают внимание на всякие доклады и рапорты официальных лиц. Так вот ни судья матча, ни делегат УЕФА никаких проявлений расизма в своих донесениях не зафиксировали. Но в Британии во всю мощь обсуждается вопрос – ни много ни мало – бойкота чемпионата мира по футболу в России в 2018 году! То есть, с одной стороны, наше полное недоумение и ощущение, что на стадионе в Химках вообще ничего не было. А с другой стороны – фантастическое возмущение в Британии и во всем футбольном мире и полное ощущение, что в Химках чуть ли не линчевали чернокожую звезду футбола. И ЦСКА на полном серьезе грозит уже даже не штраф, а беспрецедентное снятие с турнира!
Почему так? Британская пресса как никакая другая способна устроить скандал по всякому поводу. И британцы до сих пор не могут успокоиться, ведь это они, а не Россия, считались фаворитами гонки за право проведения ЧМ-2018 и считают по этому поводу себя несправедливо обиженными. Но давайте признаем, что зерна истерии упали на чрезвычайно богато унавоженную почву. Даже я на страницах «ЕЖа» не раз писал о конкретных случаях проявления расизма на наших стадионах. Чернокожим игрокам рисовали бананы на баннерах, кидали уже не нарисованные, а «живые» бананы на поле. Фанаты регулярно «ухают» в адрес африканцев и бразильцев. Но разве кого-то за это наказали?
Мы всякий раз придумываем оправдания и стараемся сделать вид, что ничего страшного не произошло. Нарисованный банан Питеру Одемвингие наши дипломаты объясняли тем, что банан — это, оказывается, «двойка» на студенческом языке, неуд за плохую игру. А чаще всего никаких объяснений не давалось вовсе.
Впрочем, периодически нам рассказывали, что «провокаторы» выявлены. Но никакого публичного, внятного, серьезного наказания для таких людей я что-то не припомню. В Питере доложили, что «бананщика» нашли, но в каких-то непонятных интересах дела его имя раскрывать нецелесообразно. В Москве доложили, что это вовсе не расист банан кидал, а парень просто хотел перед своей девушкой выпендриться. Сейчас, кстати, весьма характерно отреагировали некоторые цсковские деятели, которые «не для прессы» прокомментировали «дело Яя» так: да ничего особенного там не было – всё, как всегда. И это вполне может означать, что кто-то действительно что-то кричал или «ухал», но для нас-то в этом нет ничего необычного!
У нас это искренне не считается ни проявлением расизма, ни вообще каким-то криминалом. У нас на трибунах царит мат. У нас на трибунах вы можете услышать все возможные виды оскорблений. И это, с одной стороны, называют «способом поддержать свою команду», а с другой — «методом оказания давления на соперника». И для достижения этих двух «благих» целей хороши все средства, и выражений здесь выбирать не принято. Если форвард противной команды — негр, то сам бог велел обозвать его обезьяной. Но никакого расизма тут по российским понятиям нет.
Штука в том, что нам искренне непонятно, в чем причина возмущения британцев и всех прочих. Так же, как непонятно нам их возмущение относительно закона о запрете гей-пропаганды. Чего они за этих педиков так впряглись-то?! И разве им самим не ясно, что гомики — больные люди?! Вот и здесь: ну, может, кто-то что-то крикнул, но дело-то житейское!
Президент РФПЛ Сергей Прядкин прокомментировал ситуацию с Яя так: «Я категорически не согласен с заявлением Яя Туре и тем, как на всю эту ситуацию отреагировала английская пресса. В России, как и в остальном футбольном мире, ведется борьба с любыми проявлениями расизма. К сожалению, есть еще отдельные личности, которые не имеют к настоящим болельщикам никакого отношения. Я бы назвал их провокаторами. Именно они приходят на футбол, чтобы создать на трибунах обстановку враждебности и неуважения к темнокожим игрокам. Отмечу, что в ЦСКА выступают и выступали темнокожие футболисты – Вагнер Лав, Сейду Думбья, Ахмет Муса и другие, к которым поклонники команды всегда относились с большим теплом и уважением. Именно поэтому я исключаю возможность того, о чем говорил Туре. Тем не менее, нам надо продолжить борьбу за то, чтобы каждому, кто выходит на поле, болельщики относились одинаково хорошо».
Один из главных людей нашего футбола тоже искренне не понимает, в чем дело. Но хорошо бы ему не просто сказать о ведущейся у нас борьбе с расизмом, а привести хоть один реальный пример такой борьбы. Неплохо бы не просто называть хулиганов «отдельными провокаторами, не имеющими отношения к настоящим болельщикам», но и кого-то из них с помощью правоохранительных органов засадить, наконец. А то, что в составе ЦСКА играют темнокожие — вовсе не повод говорить о том, что фанаты клуба не способны глумиться над неграми. Над своими, может, и не будут, а над «чужими» — с удовольствием. Я же говорю, что в их понимании — это просто способ поддержать свой клуб и вывести из себя соперника.
Но вот в чем все-таки прелесть международных спортивных отношений! Мы не можем игнорировать международные правила. Даже в политике можем, а в спорте нет. И нам приходится жить по этим правилам. И если ЦСКА накажут, то придется подчиниться наказанию. Если, конечно, мы хотим играть в Лиге Чемпионов и проводить чемпионат мира. И очень возможно, что в Химках действительно у страха Яя Туре глаза оказались велики. И очень вероятно, что ЦСКА не заслуживает в конкретной ситуации суровых санкций. Но я подозреваю, что до тех пор, пока какая-то наша команда не понесет действительно серьезной кары, у нас так и будут считать все это несерьезным и несущественным делом, а борьбу с расизм забавой «толерастов». Так что несправедливая кара может сослужить нам хорошую службу. До чемпионата мира — пять лет, есть время привести себя в порядок хотя бы во внешних проявлениях нашей дремучей натуры.