Ясир Арафат
22 ноября 2024 г.
Никому не нужен скандал вокруг смерти Ясира Арафата
8 НОЯБРЯ 2013, АНДРЕЙ КОЖИНОВ



Бессменный лидер Организации освобождения Палестины, первый президент Палестинской автономии Ясир Арафат, запомнившийся смачными поцелуями с советским Генсеком Брежневым, умер в ноябре 2004 года в возрасте 75 лет в военном госпитале Перси под Парижем. По неофициальной информации, от цирроза печени. Восемь лет спустя, 3 июля 2012 года, появилась информация о том, что в личных вещах, а также в пятнах крови и пота, оставшихся на одежде Арафата, была обнаружена высокая концентрация радиоактивного вещества полоний-210. Французская прокуратура по запросу родственников инициировала официальное расследование на предмет возможного отравления палестинского лидера. Вдова Арафата Суха разрешила провести эксгумацию его тела, что и было сделано прошлой осенью. Эксперты из Швейцарии выявили в образцах биологических тканей Арафата содержание полония, в 18 раз превышающее норму.


Палестинской автономии вся эта шумиха не нужна вообще. У них был такой начальник внутренней разведки и типа контрразведки, которого зовут Тауфик Тиаруи, он до сих пор контрразведку возглавляет. И после смерти Арафата ещё в 2004 году там создали комиссию, которая должна была проверять, от чего же он помер. Так вот эта комиссия до сих пор теоретически существует, практически о ней никто ничего не слышал. Они не заинтересованы в этом вообще никак, потому что когда Арафат ушёл, у них что-то начало налаживаться.

Суха в 2004 году была первой, кто начал орать, что его отравили, но она тогда же отказалась от патологоанатомического вскрытия тела. Запретила это делать в Военном госпитале во Франции. А сам госпиталь хранит образцы и результаты биопсии, которые берут, когда проверяют, что, как и почему, 14 дней, потом образцы уничтожают. Поэтому ничего не осталось. Дело Арафата из этого госпиталя, который вообще под юрисдикцией Франции, частично попало в руки Сухи, а частично — его племяннику. Полное дело никто не видел, и никто точно не знает, что французские врачи там написали, включая швейцарцев.

Так что в своей работе они основывались на показаниях самой Сухи Арафат, которую в Палестинской Автономии терпеть не могут все, включая руководство, потому что она, будучи женой Арафата, в Палестине прожила может быть две недели от силы в общей сложности. И пока там местные борцы за свободу и независимость взрывали, Суха сидела на Мальте и в других арабских странах, прожигала очень большие бабки и ни в чем не нуждалась. А после того как Арафат умер, началась делёжка денег партии. Никто точно не знал всех секретных счетов Арафата. И у Сухи эти деньги требовали, и она эти деньги требовала, то есть там началась очень большая заваруха, и очень вероятно, что это всё имеет ещё и денежные причины.

Теперь представьте, что случилось. Человек умирает в 2004. Проводить патологоанатомическую экспертизу тела не дают. 4 года, до 2008, Суха Арафат хранит в сейфе у своего адвоката чемоданчик, с которым Арафат вылетел из Рамаллы во Францию, и в этом чемоданчике она держит трусы, таблетки и несколько банок духов. Зачем вообще больному Арафату с собой 4 или 5 склянок с различными духами? Она это хранила. То есть представить, что человек, простите, 4 года прячет грязные трусы, а после этого находит журналиста, который гоняется за сенсацией, отдаёт ему это, а он везёт все в лабораторию. Никто не знает, где это четыре года находилось, якобы в сейфе, а лаборатория это изучает и находит следы полония-210. И почему-то это было дано журналистам уже после истории с Литвиненко, до которой о полонии вообще ни говорили.

Я сегодня разговаривал с физиком-атомщиком, специалистом по радиологической экспертизе и спектральному анализу, который 40 лет работает в сфере ядерной физики. Он говорит очень просто: период полураспада полония — 138 дней, если потрудиться провести все математические расчёты, то ясно, что спустя 8 лет найти результаты этого полураспада практически не представляется возможным, потому что радиоактивность полония в таком случае стремится к нулю. Чтобы убить человека, достаточно очень маленького количества, расчёт идёт на миллиграммы, а при полураспаде уменьшение происходит в геометрической прогрессии. Мне объяснили, что сейчас излучение этого полония должно быть в несколько миллионов раз меньше, чем то, которое было. Обнаружить это, даже точными лабораторными приборами, невозможно. Уровень радиоактивности просто слишком низкий. Поэтому очень странно, что и в костях Арафата, и в земле вокруг нашли этот полоний-210.

Кроме того, полоний — это производное от распада урана-238. Это абсолютно естественный процесс, в результате которого материал может превратиться как в полоний, так и в свинец, и их изотопы могут переходить друг в друга. Мне объяснили, что естественный полоний фактически может быть найден в любом типе почвы, особенно — в строительном мусоре. Строительная пыль, в частности, бетон, включает в себя какие-то мизерные количества полония-210. Его находили в очень маленьких порциях, конечно, в самом центре Израиля просто при проверке строительных материалов. Вреда здоровью это не наносит.

И кроме всего прочего, никто не знает, где были вещи Арафата всё это время — 4 года. Кто туда добавил полоний, и добавлял ли вообще, непонятно. Если внимательно прочитать отчёт, учёные вообще не видят прямой связи, они её выводят опосредованно. Сравнивают изотопы свинца, изотопы того, изотопы сего. Так вот, изотопы свинца, например, в большом количестве находятся в организме курильщиков. Вот я — курильщик, у меня свинца в организме относительно много. Если ты находишься рядом с курильщиками, у тебя тоже будет свинца в организме больше. Они из одного делают вывод по поводу другого, утверждают, что якобы есть какая-то корреляция. А потом они говорят очень просто. В отчёте чёрным по белому написано следующее: наши выводы проблематичны, поскольку у нас не было доступа к полному медицинскому делу, мы основывались на словах госпожи Сухи Арафат, очень много противоречивых данных, качество и количество материалов недостаточно. Например, естественного материала они нашли всего 23 миллиграмма волос Арафата, после того как они пролежали много лет в сумке. И они говорят так: «средняя вероятность» (то есть со средней степенью вероятности, есть ещё низкая и высокая) того, что подтверждается теория, что Арафат был отравлен, но мы, говорят учёные, не может провести конкретную связь между его смертью и отравлением. То есть его наверняка отравили полонием-210, но смерть могла наступить не от этого. Он упал спиной на нож 16 раз, но умер от того, что грибочков поел. Они заявили на пресс-конференции, которая сегодня была, что человек такое количество полония в себе аккумулировать не может, это неестественно, то есть ему это либо подложили, либо ещё что-то. Но, учитывая период полураспада полония, они его в принципе не могли найти, это противоречит законам ядерной физики.

Наконец, тогда, в 2004 году, какой был самый большой страх армии? Я сам в тот момент служил, занимался всей российской и восточноевропейской прессой, отвечал за неё в армейской пресс-службе. Самый большой страх был, что, не дай Бог, с Арафатом, блокированным в Мукате, это административный центр Рамаллы, что-то случится. Мы выдавали отчётность в своё время, какую еда Арафату поставляют, сколько там килокалорий и так далее. Понятно, что всё продовольствие его служба безопасности проверяла на себе, просто физически. Поставлял Израиль. Но армия дико боялась. Один раз по ошибке, когда из этого комплекса стреляли, один солдатик ответил из РПГ. Попал в соседнюю комнату с Арафатом — такой шум поднялся, не дай Бог бы его затронуло, или парень ошибся бы на пару сантиметров, и граната ушла бы в соседнюю комнату, тогда кранты. Шарон был в то время премьер-министром, и, действительно, несколько раз были угрозы, что, если не прекратятся теракты и прочее, то Арафат жестоко заплатит,  что его просто не будет. Но при этом, хотя Шарон на физиологическом уровне не переносил Арафата, он всем объяснял, что если, не дай Бог, тот умрёт в Мукате, когда её блокирует армия, то ответственность будет возложена на Израиль. Это была последовательная политика, его охраняли, ему доставляли врачей по согласию с армией, которая это всё координировала. Не было никакого интереса на него покушаться.

Официально есть соглашение с российским МИДом по поводу российской группы, которая была там, занималась эксгумацией и проводила проверки, о том, что только Палестинская Автономия выдаёт все результаты, которые эта группа получила. Россия вообще не комментирует официально. Но неофициально сегодня мои контакты в Москве сказали, что наши выводы несколько отрицают выводы швейцарцев. То есть России в это ввязываться не хочет, потому что это ужасное болото. У маленькой несчастной Палестинской Автономии сейчас серьезнее проблемы есть, чем смерть лидера в 2004 году: Ирак, Сирия, финансовый кризис, отношения со Штатами, система ПРО, чего там только нет. То есть журналист «Аль-Джазиры» реально раскрутил хорошую бомбу для себя. А в самом Израиле эта тема ушла в никуда, просто на фоне всего остального, что происходит. Все физики-ядерщики, в том числе и в России, говорят, что невозможно определить полоний спустя такое время. И даже сами швейцарцы признают, что вероятность того, что он был отравлен — средняя. Фактически, 50 на 50, либо был, либо не был, причём от чего умер — в любом случае непонятно. Когда учёный хочет запудрить мозги, это то, что он говорит.

Но главное, что это реально никому не надо, вообще никому. Всё равно, что пытаться сейчас разобраться, болел ли Ленин сифилисом. Это исключительно журналистское дело, политически никому не нужное. Автономия это понимает, за исключением одного товарища, который говорил буквально следующее, цитирую: «Мы призываем к созданию международной комиссии по расследованию тех, кто привёл к смерти шахида Ясера Арафата, а в этом был заинтересован только Израиль». При нынешнем мирном процессе, в котором и американцы, и все остальные по уши, поднимать эту тему политически не выгодно, Автономии это не надо, Автономия под этот мирный процесс получает деньги, освобождение заключённых, кучу всего, сейчас реанимировать это совершенно не надо.

Тель-Авив


Фото EPA/ИТАР-ТАСС















  • Павел Сергеев: Посмертная история бренных останков Ясира Арафата – это история амбиций одних, интриг других, геополитических расчетов третьих

  • «Коммерсантъ»: «Единственное, чем мог отравиться и от чего он мог умереть — это от стряпни своей супруги»

  • occuserpens: Для того, чтобы укоротить земной путь Абу Аммара, им вполне хватило бы чего-нибудь совсем простого, вроде калашникова или сталинского ледоруба.

РАНЕЕ В СЮЖЕТЕ
Прямая речь
7 НОЯБРЯ 2013
Павел Сергеев: Посмертная история бренных останков Ясира Арафата – это история амбиций одних, интриг других, геополитических расчетов третьих
В блогах
7 НОЯБРЯ 2013
occuserpens: Для того, чтобы укоротить земной путь Абу Аммара, им вполне хватило бы чего-нибудь совсем простого, вроде калашникова или сталинского ледоруба.
В СМИ
7 НОЯБРЯ 2013
«Коммерсантъ»: «Единственное, чем мог отравиться и от чего он мог умереть — это от стряпни своей супруги»