Я — Андрей Ростовцев, один из основателей вольного сетевого сообщества «Диссернет». Постараюсь здесь объяснить, что это за общество такое. Итак, вольное — потому что участвовать в работе сообщества никто и ничто (кроме собственного внутреннего побуждения) не заставляет. Сетевое — потому что это сообщество единомышленников устроено горизонтальным образом, в противоположность властной вертикали, когда ни один из узлов сети не является ее центром. Примерно так же устроена наша Вселенная: в любой ее точке мы увидим одинаково разбегающиеся от нас во все стороны звёзды, галактики, скопления галактик. Хотя ни одна из этих точек центром Вселенной не является. И наконец, само название, «Диссернет», говорит о том, что активисты нашего сообщества имеют дело с диссертациями. Но в отличие от множества фирм, предлагающих свои услуги по написанию и защите липовых трудов, «Диссернет» — это тест на их липовость.
Зачем всё это нужно? Было бы ошибкой полагать, что сообщество «Диссернет» занимается выяснением научной истины или восстановлением репутации настоящих ученых. Этим когда-то должно заняться экспертное научное сообщество. «Диссернет» больше похож на рентгеновский аппарат, который позволяет разглядеть жулика под благопристойной маской разнообразных модных аксессуаров: дорогие часы и автомобиль, секретарша блондинка и хлебная государственная служба, отдых в Кот д’Азур и нравоучительные речи, обращенные к народу. За последние лет десять к этим аксессуарам стало принято добавлять ученую степень кандидата или даже доктора каких-нибудь наук. Не так важно каких. Но так же неважно, что в этой диссертации написано. Видимо, срабатывает стереотип «всё равно их никто не читает». Как выразился один мой коллега, «сегодня, как и раньше, торгуют под прилавком. Только никто не заметил, что прилавок стал прозрачным». Так вот, как только с прилавка соскоблили непрозрачную тонировку, сразу же выяснилось, что жулика выдает объем некорректных заимствований, которыми его диссертационный труд набит, как колбаса. Многим это может показаться удивительным, но это действительно так. Существует строгая корреляция между некомпетентностью чиновника и тем объёмом лажи, который ему смогли втюхать умельцы под видом самостоятельной научной работы.
Кто-то спросит: ну а вам какое дело, что какой-то там чиновник прикупил некачественный товар? Дело в том, что если его компетенции (или компетенции его помощников) не хватило на то, чтобы проверить этот товар на качественность, то понятно, какие решения он будет принимать, находясь на госслужбе, чем он будет мотивировать свои решения. Более того, однажды сознательно нарушив академическую этику, такой чиновник со временем бессознательно начинает ненавидеть всё, что связано со здравым смыслом. Это какой-то непреложный парадокс природы. Будь то «антисиротский закон» или ликвидация Академии наук. Если посмотреть в корень проблемы, то всегда в начале каждой такой дикой, по цивилизованным меркам, истории отыщется своя липовая диссертация. Так что в каком-то смысле проект «Диссернет» — это еще и возможность предупредить нежелательное с точки зрения здравого смысла развитие событий.
Так мы в «Диссернете» плагиат ищем? Здесь надо уточнить, что мы старательно избегаем термина «плагиат». Дело в том, что единственное имеющееся в юридической практике определение «плагиата» заметно отличается от его расхожего обывательского понимания. Ст. 146 УК связывает понятие «плагиат» с нанесением крупного ущерба автору или иному правообладателю. А поскольку доказать крупный ущерб в нашем случае практически не представляется возможным, то в наступление переходит сам «плагиатор», обвиняя вас в клевете, и с точки зрения Уголовного кодекса, в котором и зашита эта правовая ловушка, он абсолютно прав. Между тем, понятие «некорректное заимствование» юридически не определено, и мы вправе пользоваться им, как нам подсказывают жизненный опыт и здравый смысл.
Не стоит думать, что волонтеры сообщества «Диссернет» день и ночь напролет вчитываются в мутное содержание чьих-то ученых трудов. Вовсе нет. Они препарируют эти труды с помощью специально разработанных для этой надобности компьютерных программ. Вы спросите: почему именно сейчас? Ведь мы знаем, что липовые диссертации изготавливались с незапамятных времен. В ответ на этот вопрос я всегда рассказываю историю про то, как во второй половине XIX века эпидемия филлоксеры уничтожила практически все виноградники в Европе. Виной тому стало изобретение парового двигателя и замена парусного флота на пароходы. Жизнь этой заразы оказалась длиннее, чем время, которое требовалось, чтобы проделать путь от Америки до Европы на пароходе. Ровно так же с развитием компьютерной техники до того уровня, когда одним нажатием клавиши ты можешь за несколько минут сравнить любой текст с миллиардом других, появилась реальная возможность проверять диссертации на предмет заимствований за разумное время. Правда, насколько эти заимствования некорректны, в конце концов, решает человек. Машина ему только подсказывает, из каких источников эти заимствования могли быть сделаны.
Теперь самый главный вопрос. Зачем чиновникам эти ученые степени нужны вообще?
Есть в Подмосковье страусиная ферма. Разводят там страусов, на продажу. Когда я спросил владельцев фермы, кто и зачем покупает маленьких страусят и вполне взрослых особей, то ответ меня сначала шокировал: покупают в основном на подарки. И только потом до меня дошло, что, когда, как говорится, у человека всё уже есть, то ничего не остаётся, как подарить ему, например, страуса. «Ну, Семёныч, поздравляем тебя! Угадай, что мы тебе дарим?» Очень прикольно смотреть, как «Семёныч» щурится, напрягает извилины… «А вот и не угадал! Страуса мы тебе, Семёныч, дарили в прошлом году. В этом будешь ты у нас доктором наук. А то непорядок, уже который год в кандидатах ходишь». Картина вполне близкая к действительности, если учитывать, что у иных персонажей счет в ресторане может в десятки раз превышать стоимость диссертации «под ключ».
Есть и просто желание прибавить к своим регалиям на визитной карточке ученую степень. Но мы не будем сейчас останавливаться на всяких экзотических примерах приобретения ученых степеней, а обратим внимание на вполне конкретную и понятную аргументацию. Дело в том, что карьера госчиновника не бесконечна. Зато в сфере науки и образования возрастные ограничения не такие строгие, а возможностей значительно больше. Устроиться ректором в какой-нибудь университет — потаенная мечта многих чиновников. Ну, если не ректором, то проректором или, на худой конец, деканом какого-нибудь факультета. Место хлебное, да и ответственности при нынешней системе высшего образования почти никакой. Жизнь заставляет молодёжь оплачивать своё образование. И если честно, большинству студентов не так важно качество этого образования, как сам факт его наличия. Ровно так же, как чиновнику, ставшему ректором, не так важно содержание его диссертации, как наличие ученой степени. В этом смысле руководство университета и студенты быстро находят друг друга. Система приходит в равновесное состояние. Как это происходит, мы разберем в следующий раз на конкретных примерах, а пока заметим, что при такой практике никакая реформа образования в стране ни к чему не приведет.
На что же мы надеемся? Сегодня существует срок давности по диссертационным делам, равный трем годам. Прошло три года с момента твоей защиты, и уже никто не сможет доказать, что ты жулик, даже если диссертация списана до последней запятой. Об этом недавно заявил Дмитрий Медведев, сказав, что не надо «взрывать ландшафт». Но ничто не мешает сообществу «Диссернет» постоянно пополнять свою коллекцию в надежде на то, что ландшафт неизбежно изменится и все липовые кандидаты, доктора и целые фабрики по их производству сами разбегутся от позора. И общественного давления. В этой рубрике мы будем внимательно следить за пополнениями в своей коллекции и по возможности делать выводы о том, что мы увидели сквозь прозрачный прилавок.