На открывшемся в Вильнюсе саммите «Восточного партнерства» подписания украинской стороной соглашения об ассоциации с ЕС не произойдет, хотя президент Янукович в Литву прилетел.
Янукович едет в Вильнюс потому, что никто не отменял его приглашение на саммит "Восточного партнёрства". Украина — член программы Евросоюза, именуемой "Восточным партнёрством", и сам Евросоюз говорит, что вопрос о подписании соглашения открыт до утра пятницы 29 ноября. Теоретически, соглашение об ассоциации может быть подписано и в пятницу. Практически, вряд ли это произойдёт, потому что Янукович уже публично объявил, что Украина сейчас не готова к подписанию. Он едет потому, что отношения между державами — это не разборка между представителями российской оппозиции на тему, надо Владимиру Рыжкову ходить к Путину или не надо. Тут другие законы действуют. Жизнь не заканчивается на Вильнюсском саммите. Европа посылает сигналы о том, что и после этого она будет пытаться выстраивать отношения с Украиной так, чтобы не мытьём так катаньем довести дело до подписания соглашения об ассоциации. И Путин посылает сигналы, да и без этого нет никаких сомнений, что президент России будет делать всё для того, чтоб не допустить ни подписания соглашения, ни каких-либо других тесных отношений с Европой. Почему — понятно. Россия хочет сохранить, точнее, вернуть Украину в зону своего особого влияния.
У американцев позиция не совсем определённая: с одной стороны, они хотят евроинтеграции Украины, с другой — не хотят особенно давить на европейских партнёров для того, чтобы те более определенно выстраивали свои отношения с этой страной. Чтобы они, раз уж хотят заполучить Украину, действовали бы более последовательно, а то у всех такое ощущение, будто всё упёрлось в Юлию Владимировну, а это далеко не так. Виктор Фёдорович будет продолжать играть на этих противоречиях, балансировать между Америкой, Европой и Россией, периодически стричь с этого политические купоны, как, впрочем, и финансовые. Тут нужно добавить, что такого статуса, как ассоциированный член Евросоюза — вообще нет, как нет и такого понятия, как ассоциированные отношения. Есть просто соглашения об ассоциации с рядом стран, довольно многочисленным, кстати говоря, например, с Израилем.
Тимошенко — это десятый вопрос в данном случае. На самом деле Юлия Владимировна имеет все те же недостатки, что и многие другие украинские политики. Я лично считаю, что сажать её в тюрьму было неправильно, вообще женщина не должна сидеть в тюрьме, политик она или не политик. Но она далеко не ангел.
Главный вопрос — это вопрос о власти, вопрос о том, что будет в 2015 году, когда состоятся очередные президентские выборы. Понятное дело, что президент Янукович намерен переизбираться, выдвигаться на новый срок и добиваться победы. Понятное дело, что у него есть конкуренты, что его ожидает нешуточная борьба, Украина — не Россия, на Украине политика — всерьёз. Чтобы победить, Януковичу нужны немалые деньги, потому что ни один правитель не может добиться переизбрания, если у него экономика в плачевном состоянии. А экономика Украины, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В нынешней ситуации, если бы выборы были, условно, в следующее воскресенье, сложно себе представить, как Янукович смог бы победить. Соответственно нужны огромные, миллиардные вливания для того, чтобы хоть чуть-чуть, хотя бы на короткий период улучшить состояние экономики и благосостояние людей. Вот и всё. Он торгуется с Европой, Америкой и Россией по поводу того, кто даст денег больше и быстрее. Эта история исключительно про это.
Судя по всему, Россия даёт больше. Даже не совсем так — в перспективе, может быть, после долгих, трудных переговоров с МВФ тот, глядишь, и открыл бы очередной пакет финансовой помощи и одним траншем, вторым траншем, третьим траншем, разовыми вливаниями предоставлял бы Украине финансовую помощь, которая была бы оговорена длинным списком условий. А преимущество России, полагаю, заключается в том, что Путин готов давать деньги быстрее, проще и больше. Тут сроки важны. Если Янукович получит финансовую помощь, грубо говоря, через год сложных, нудных, максимально забюрократизированных переговоров с МВФ, то эти деньги будут ему не нужны. Эффект от займов и кредитов будет пожинать уже тот человек, который обыграет его на выборах в 2015 году. Деньги Януковичу нужны здесь и сейчас, в конце этого года или в начале следующего. Желательно — в конце этого, чтобы люди уже что-то почувствовали и встретили бы Новый год в хорошем настроении.
В исторической перспективе, конечно, Украина всё-таки идёт в сторону Европы. Ну не может страна с населением без малого 50 миллионов человек, географически находящаяся в центре Европы, в значительной степени привязанная к ней историческими, культурными традициями, человеческими связями, уйти куда-то в другом направлении. Но когда это произойдёт? Здесь я, скорее, пессимист. Я бы сказал, что через 20, 30, 40 лет Украина станет членом ЕС — это неизбежно. Но как к тому моменту изменится мир — это большой вопрос. Возможно, понадобятся какие-то тектонические сдвиги в современной международной ситуации, и на континенте, и вообще на планете. В ближайшие же годы, я боюсь, что, кто бы ни был у руля украинского государства, ситуация сохранится. Останется ли там Янукович или к власти придёт кто-то из представителей оппозиции, а потом, через пять лет. всё опять поменяется, но пока живы и действуют представители нынешнего поколения политических деятелей, боюсь, что Украина будет обречена на постоянное раскачивание между Западом и Востоком. Чем она занимается уже на протяжении веков.
Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Маркив