Бумажка с печатью
— А паспорт у тебя есть? — вдруг грозно
взревел доктор. — Я вас знаю, канальи!
А.И. Куприн, «Белый пудель»
Первоначально паспорта служили разрешением на проезд в чужие города и страны. В России в XVII веке для выезда из страны выдавался аналог загранпаспорта – «проезжая грамота». Для поездки в другое государство подданным требовалось «бить челом государю … (или) воеводам о проезжей грамоте», а в обязанности воевод входило выдавать эти проезжие грамоты «безо всякого задержания». В Европе в Средние века путешественникам выдавали паспорта с перечнем городов, которые они имели право посетить. Позже паспорта стали выдавать всем подданным, чтобы отделить их от дезертиров, бродяг, шпионов, жителей «зачумленных» стран. Паспортная система служила защитой от врагов государства.
В середине XIX века, с развитием железнодорожного транспорта, в Европе паспорта потеряли свою актуальность. Слишком много народу стало перемещаться по континенту. До Первой мировой войны европейские границы можно было пересекать без предъявления паспорта. Паспортная система сохранялась тогда только в Османской империи и России, где она служила дополнением к системе внутренних паспортов.
В XX веке с началом глобальной конфронтации и укреплением государственных границ заграничные паспорта снова стали актуальны. Так продолжается по сей день. Между тем внутренние паспорта остаются, кажется, только в России, Северной Корее и Украине. Не всякое государство, с подозрением относящееся к своим гражданам, может позволить себе такую дорогостоящую систему, как внутренний паспортный режим.
В России на государственную безопасность денег никогда не жалели. Бдительность всегда была превыше всего. Внутренние паспорта подданных Российской империи перестали действовать в 1923 году. Такой «непорядок» продолжался до 1932 года, когда в СССР была введена единая паспортная система. Организованный коммунистической властью Голодомор, при котором по разным оценкам от голода погибло от 2 до 8 миллионов человек, способствовал массовой миграции в стране. Люди пытались спастись от голода и репрессий в крупных городах. Наличие у граждан внутренних паспортов позволяло властям отделить тех, кому разрешалось выжить, от тех, кто был обречен коммунистами на голодную смерть.
Крестьянам паспорта не выдавались вовсе. Они были прикреплены к своему колхозу. Пойманные где-либо в другом месте, они могли быть в первый раз оштрафованы, а во второй – посажены в лагерь. Введенная 1 июля 1934 года в УК РСФСР статья 192а предусматривала за это лишение свободы на срок до двух лет.
Такая система прикрепления крестьян к колхозу продолжалась до 70-х годов. В 1970 году МВД СССР издал «Инструкцию о порядке прописки и выписки граждан исполкомами сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся», в которой было записано: «В виде исключения разрешается выдача паспортов жителям сельской местности, работающим на предприятиях и в учреждениях, а также гражданам, которым в связи с характером выполняемой работы необходимы документы, удостоверяющие личность». Так в советском крепостном праве была пробита первая брешь, и сельская молодежь начала перебираться в города, где могла учиться и работать.
В 1974 году Совет Министров СССР принял новое «Положение о паспортной системе в СССР» и паспорта начали выдавать всем гражданам Советского Союза. К концу 1981 года, когда всеобщая паспортизация закончилась, в сельской местности было выдано около 50 миллионов паспортов. На этом официальный режим апартеида по признаку места проживания закончился. Однако подозрения властей в отношении граждан никуда не делись. Паспортная система продолжала существовать.
С началом перестройки давление государства на граждан начало смягчаться. Исчезла прописка, отменили уголовную ответственность за нарушения паспортного режима. Статья 198 УК РСФСР, наказывающая одним годом лишения свободы за проживание без паспорта, в новом российском Уголовном кодексе уже не появилась. Заграничные паспорта, необходимые для поездок за рубеж, стали выдавать практически без ограничений.
Но может ли в России что-то хорошее продолжаться долго? В минувшую пятницу, 13 декабря 2013 года, Государственная дума приняла в третьем и окончательном чтении пакет законов, восстанавливающих уголовную и административную ответственность за нарушение правил регистрации, по-советски – прописки. В этом пакете содержится и закон, прямого отношения к прописке не имеющий. В Кодексе об административных правонарушениях изменена статья об ответственности за проживание без паспорта или по недействительному паспорту. Для беспаспортных штраф увеличен до 5 тыс. рублей, а для чиновников, отвечающих за неправильную регистрацию или проживание без паспорта, административная ответственность отменена вообще.
Государство опять ужесточает паспортный режим, развязывает руки чиновникам и сковывает гражданам. Народ как всегда под подозрением – вдруг возомнит себя свободным? Внутренний паспорт позволяет взять на заметку каждого. А кто попытается уклониться, тому суд.
Фото РГАКФД / ФОТО ИТАР-ТАСС